Европейский банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден в 1991 г. с целью оказания содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в становлении рыночной экономики после крушения административно-командной системы. Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок экономике, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии.
Расположенный в Лондоне, ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров банка.
Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.
Устав ЕБРР
Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам «демократии». Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.
Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:
- способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
- брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
- применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.
С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:
- проведению структурных и отраслевых реформ;
- развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
- укреплению финансовых организаций и правовых систем;
- развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
- внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.
Являясь катализатором перемен, ЕБРР:
- стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций;
- привлекает отечественный капитал;
- оказывает техническое содействие.
Функции ЕБРР
ЕБРР оказывает поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировую экономику путем содействия:
- организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего — малых и средних предприятий;
- мобилизации национального и иностранного капитала и эффективному управлению ими;
- инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды и повышения ее эффективности, качества жизни и улучшения производительности труда;
- оказанию технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов;
- стимулированию и поощрению развития рынков капитала;
- реализации солидных и экономически обоснованных проектов, включающие более чем одну страну-реципиента;
- экологически устойчивому развитию.
Структура управления ЕБРР
1. Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем, является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Собрания проводятся раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением приема и определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного фонда, приостановления членства, избрания директоров и президента, определения жалования директоров и заместителей директоров, утверждения общего баланса, внесения поправок в Устав и прекращения операций Банка. При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов, которым располагает каждый член, равно количеству голосов его подписных акций в акционерном капитале Банка.
2. Президент ЕБРР избирается на четыре года (возможно переизбрание) Советом управляющих простым большинством голосов от общего числа управляющих. Президент руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета управляющих. Является полномочным представителем Банка. Возглавляя штатный персонал Банка, президент согласно установленным Директоратом правилам отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту, а также их полномочия и функции.
Президенты банка:
- Апрель 1991 — июль 1993: Жак Аттали (фр. Jacques Attali)
- Июль 1993 — сентябрь 1993: и. о. Рон Фримэн (англ. Ron Freeman)
- Сентябрь 1993 — январь 1998: Жак де Ларозьер (фр. Jacques de Larosiere)
- Январь 1998 — сентябрь 1998: и. о. Чарльз Фрэнк (англ. Charles Frank)
- Сентябрь 1998 — апрель 2000: Хорст Кёлер (нем. Horst Kohler)
- Апрель 2000 — июль 2000: и. о. Чарльз Фрэнк (англ. Charles Frank)
- Июль 2000 — июль 2008: Жан Лемьер (фр. Jean Lemierre)
- Июль 2008 — настоящее время Томас Миров (нем. Thomas Mirow)
3. Совет директоров — это главный исполнительный орган. В его ведении находятся текущие вопросы работы Банка. Директорат принимает решения в отношении предоставления кредитов, в отношении гарантий инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов и оказания технической помощи. Он утверждает бюджет ЕБРР.
4. Консультативный совет по вопросам окружающей среды состоит из экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а также из консультантов по вопросам экологической политики и стратегии, касающимися "экологического мандата" Банка.
Капитал ЕБРР
Капитальные ресурсы Банка включают уставный капитал, заемные средства и средства, полученные на выплату кредитов или гарантий Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов его специальных фондов. В соответствии с Учредительным соглашением был создан ряд фондов:
- с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции — Балтийский специальный инвестиционный фонд содействия частному сектору путем поддержки малых и средних предприятий в прибалтийских странах, а также Балтийский специальный фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономики в этих странах;
- Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора;
- Российский специальный фонд технического содействия малому бизнесу.
Удвоение капитала Банка до 20 млрд. евро стало реальностью в апреле 1997 г. Это позволило Банку и далее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовую самодостаточность.
Финансирование ЕБРР
Финансирование ЕБРР зависит от конкретных проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или Центральных властей) финансируется Банком напрямую, зачастую — совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды.
Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других организаций, является поддержка им частного сектора, что составляет суть Устава ЕБРР, согласно которому не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор.
Банк стремится помогать в первую очередь компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия, которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или тех, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.
Показатели деятельности ЕБРР
В 2004 году банк профинансировал 129 проектов на общую сумму 4,1 млрд евро, из них 1,24 млрд евро получила Россия. Всего за 1991—2008 гг. банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд евро. В 2004 году прибыль банка составила 297,7 млн евро. Собственный капитал Банка по итогам 2008 г. составил 11,8 млрд евро.