Безналичный и наличный денежный обороты и их значение
Безналичный денежный оборот
Безналичный денежный оборот – совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег. Безналичные расчеты – денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, т.е. без использования наличных денег.
Принципы безналичных расчетов:
- денежные средства хозяйствующих субъектов подлежат обязательному хранению на расчетных, текущих других счетах в банках других кредитных учреждениях.
- денежные расчеты и платежи предприятия совершают главным образом через кредитные учреждения(банки) другие кредитные учреждения в безналичном порядке по утвержденным формам документов.
- платежи с покупателями за ТМЦ и услуги производятся после отгрузки товара оказания услуг( одновременно)
- расчеты за товары и услуги производятся как правило с согласия плательщика (акцепт)
- платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на расчете плательщика
- зачисление средств на счет получателя производится, как правило, после стирания соответствующих сумм со счета плательщика
Открытие расчетного счета (документы):
- заявление об открытии расчетного счета
- документ о создании предприятия(приказ, решение, выписка из собрания учредителей)
- копия утвержденного устава положения с отметкой в ней о регистрации в исполкоме
- оригинал устава положения для отметки в нем об открытии расчетного счета в банке
- документ регистрации в ГНА в качестве плательщика
- карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющим право распоряжаться счетом и оттиска печати владельца счета
- документ о регистрации в органах статистики и присвоение индикационного номера.
Формы безналичного расчета:
1 – расчет платежными поручениями. Применяется для перечислений с расчетного счета различных видов налогов и сборов, взносов по обязательному страхованию, перечисление во все внебюджетные фонды, по решению администрации и решению судебной организации.
2 – расчет платежными требованиями (акцептная форма расчета). При этой форме поставщик отгрузив товар покупателю(в соответствии с хозяйственным договором), выставляет в обслуживающий его банк в 3-4 экземплярах платежные требования к покупателю оплатить отгружаемые ценности в оговоренные сроки. Банк поставщика пересылает документы в банк покупателя. Банк покупателя уведомляет о этом своего клиента(покупателя) и просит согласия на оплату. Покупатель после фактического наличия и состояния ТМЦ акцептирует (полностью частично) платежное требование (в установленные для акцепта сроки). Отказ покупателя от оплаты должно быть обоснованным, иначе арбитражный суд.
3 – расчет платежными требованиями-поручениями. Особенностью является то, что и материальные, и платежно-расчетные документы поставщик вручает покупателю на руки при отпуске ТМЦ. Покупатель предъявляет их в свой банк и поручает перечислить ему со своего расчетного счета указанную сумму на счет поставщика (применяется в случае натянутых отношений с банком).
4 – расчет чеками из лимитированных чековых книжек. Если в договоре на товарные операции поставщик от покупателя требует расчета чеками из лимиток, то покупатель пишет заявку в обслуживающий его банк с просьбой выдать ему лимитированную чековую книжку на конкретную сумму( в пределах средств имеющихся на расчетном счете). Банк списывает с расчетного счета сумму и зачисляет ее на банковский счет лимитированных чековых книжек, а покупателю на эту сумму выписывают лимитку. Покупатель с ней идет к поставщику, где приобретает товары и рассчитывается чеками. Поставщик этот чек сдает в свой банк, а тот пересылает в банк покупателя, где с резервированной суммы списывается сумма, указанная в чеке. Но существуют и отрицательные стороны использующиеся для расчета внутри области.
5 – расчет аккредитивами. В чем- то сходна с предыдущей формой, т.к. по заявке покупателя с его расчетного счета списывается сумма аккредитива и зачисляется в этом же банке на счет по открытию аккредитива. Банк покупателя уведомляет банк поставщика об открытии аккредитива. Покупатель с аккредитивом едет к поставщику, где получает товар и оплачивает его, после чего банк перечисляет сумму аккредитива на расчетный счет поставщика. Действует по всей стране. Аккредитив – это письменное указание покупателя поставщику производить расчеты за отгруженные товары на определенных условиях за счет средств, депонируемых в банке поставщика. Эта форма гарантирует своевременность и полноту платежа поставщику. Недостаток аккредитива: отвлечение из оборота денежных средств в резерв на определенное время значительных сумм денежных средств покупателя.
6 – расчеты путем зачета взаимных требований (клиринг). Сущность этой формы заключается в том, что взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах шь на разницу производиться платеж. К зачету прилагаются различные зачетные документы. Каждому участнику зачета открывается активно-пассивный лицевой счет с которого списываются суммы причитающиеся другим участникам, и на которые зачисляются суммы, поступающие фирме от других участников зачета.
7 – расчет по сальдо встречных требований. используется для двух предприятий, которые имеют перед собой постоянные отношения по взаимному отпуску товаров оказанию услуг. Сроки и порядок расчетов заключаются в том, что зачет встречных требований производят сами предприятия без участия банка. На их счетах в банках отражаются только конечные результаты, т.е. оплата первым участником взимание со второго участника суммы не зачтенной встречными требованиями (сальдо).
8 – расчет в порядке плановых платежей. При равномерных постоянных поставках товаров и услуг, включая и услуги транспорта, покупатели могут рассчитаться с поставщиками в порядке плановых платежей, при которых расчеты осуществляются периодически по договоренности сторон, а не по каждой фактической поставке, в заранее обусловленные сроки равными суммами. Сумма плановых платежей зависит от согласования периодичности и объема поставок. Сверка (в разрезе месяца квартала). Оплата (5,7,10 день).
9 – расчеты векселями.
Вексель – учетная бумага, в которой воплощено обязательство, заключающееся в обещании векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю.
Вексель является средством оформления коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки уплаты долга за реализованные товары оказанные услуги. Бывает 2 видов:
- Простой вексель (соло-вексель)
- Переводной вексель (тратта вексель)
При выдаче простых векселей векселедатель обязан уплатить векселедержателю определенную сумму (в установленный срок). Переводной вексель может передаваться от одного к другому с учинением передаточной надписи (индоссамент), добавочный лист к векселю, где осуществляются передаточные надписи, называется аллонж.
Учет векселей – это такая операция, когда векселедержатель передает банку векселя по индоссаменту до наступления срока платежа и получает определенную сумму по векселю за вычетом учетного процента (дисконт).
Учет ведется в специальной книге в банке. Сумма дисконта определяется по следующей формуле:
С = (В*П*У)/100*360,
где С – сумма дисконта,
В – сумма векселя,
П – срок платежа,
У – учетная ставка.
10 – инкассовая форма расчетов. Эта форма расчетов предполагает наличные права отдельных государственных институтов списывать в бесспорном порядке без акцепта владельца счета определенные суммы(налоговая инспекция, народный и арбитражный суд).
11 – факторинговые операции.
Факторинг – разновидность торгово-комиссионных отношений, которые сочетаются с кредитованием оборотного капитала клиента, связаны с переуступкой поставщиком банку-фактору право на получение денежных средств за товары и услуги. Цель факторинга – ускоренное получение платежа. Факторинговое обслуживание включает:
- своевременное инкассирование долгов для уменьшения потерь вследствие задержки платежей
- предоставление по желанию поставщика кредитов в форме предоплаты.
12 – другие формы (бартерные операции).
Налично-денежный оборот
Сфера применения наличных денег по сравнению с безналичными расчетами крайне ограничена, т.к. для каждого предложения устанавливается лимит налично-денежного обращения. Наличные деньги в банках и выдаются чеками.
При получении и перевозке денег должна быть обеспечена охрана. По возвращению на фирму деньги должны быть оприходованы по кассовой книге. При выдаче под отчет подотчетному лицу выписывается расчетно-кассовый ордер. При возвращении подотчетное лицо обязано отчитаться перед бухгалтерией за данную ему сумму и недоизрасходованные деньги сдать в кассу вместе с отчетом. Следовательно, сумма под отчет может быть выдана только после отчета за предыдущую сумму подотчетного лица.
Прием денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам, подписанных главным бухгалтером и кассиром. Квитанция к приходному ордеру(корешок) подписывается главным бухгалтером кассиром, выдается на руки, внесшему деньги.
Выдача наличных денег осуществляется по расчетно-кассовым ордерам, ведомостям, реестрам и другим денежным документам. По каждому документу, отражающему движение наличности, кассир обязан сразу же сделать в кассовой книге соответствующую запись. На каждом предприятии должна быть и вестись только одна кассовая книга, которая должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана и подписана.
Помещение кассы должно быть изолировано, дверь – металлическая, окна и двери обрешечены и оборудована несгораемым сейфом. В сейфе должны храниться денежные средства и ценности, которые принадлежат только данной фирме.
Ежеквартально (не реже) по указанию руководителя фирмы проводится внезапная ревизия кассы. Кассир несет полную ответственность за всякий ущерб, принесенный фирме, как в результате злоумышленных действий, так и в результате недобросовестного отношения к своим обязанностям (преступная халатность).
Контроль за правильным и своевременным ведением всех кассовых операций возложен на главного бухгалтера фирмы. Срок нахождения наличности в кассе – 3 дня.