О САЙТЕ КОНТАКТЫ КАТАЛОГ
новости статистика статьи архив

Рынок автомобилей - обзор мирового рынка автомобилей

Рынок французских автомобилей. Положение на французском автомобильном рынке с начала текущего года характеризовалось ежемесячным сокращением продаж на 2-9%. В августе отмечалось наиболее сильное падение продаж легковых автомобилей - на 17,7% по сравнению с августом 2001 года. Сбыт легких грузовых машин в этом месяце сократился еще больше - на 23,1%, а общие продажи двух названных категорий автомобилей - на 14,7%.

В целом за 8 месяцев 2002 года продажи новых автомобилей во Франции составили 1479,7 тыс. шт., т.е. сократились на 5,2% по сравнению с тем же периодом 2001 года, в том числе машин французского производства - на 3,4% - до 897,3 тыс. шт. Существенное сокращение августовского показателя объясняется прежде всего сезонным фактором, а также ожиданием Парижского автомобильного салона в конце сентября, на котором традиционно представляется много новинок.

Среди иностранных марок прирост продаж отмечался у моделей германской фирмы "BMW", который составил в августе и за 8 месяцев 2002 года соответственно 4,1% и 21,1%, а также у японских (на 3,4% и 11,1%) и южнокорейских машин (на 26,1% и 17,4%). Наибольшей популярностью пользовались автомобили "Toyota", в основном полноприводные и модель "Jaris", собираемая во Франции.

В июле 2002 года группа "Renault" представила две новые модели семейства "Megan 2" - 5-дверный седан и 3-дверное купе.

Полагают, что именно новинки как французских, так и иностранных фирм, позволят избежать дальнейшего спада на автомобильном рынке Франции и ограничить сокращение продаж по итогам 2002 года 4-5%.

ФРГ. Расширение экспорта новых моделей автомобилей, как наиболее дешевых ("Mini"), так и самых дорогих ("Серия 7" и "Х-5"), позволило группе "BMW" получить хорошие финансовые результаты во втором квартале текущего года. Консолидированные продажи группы возросли по сравнению с тем же периодом 2001 года на 18,2% и достигли 543,7 тыс. шт. Чистая прибыль увеличилась на 11,9% - 629 млн. евро, а оборот - на 8,9% - до 11,6 млрд. евро. При этом прибыль только от сбыта автомобилей возросла на 8,8% и составила 958 млн. евро.

В географическом распределении продажи автомобилей "BMW" возросли: в ФРГ - на 6,5%, в США - на 16% и в Великобритании - на 52%. Несмотря на то, что оборот отделения по выпуску мотоциклов во втором квартале 2002 года сократился на 2,8%, в целом в первом полугодии он возрос на 6,5%.

Группа "Audi" инвестировала 135 млн. евро в расширение мощностей завода по выпуску автомобильных двигателей в венгерском городе Дьер. К середине 2003 года его часовая производительность возрастет с нынешних 100 до 250 двигателей, а ассортимент будет включать 4 типа 8-цилиндровых агрегатов. В 2001 году на заводе было собрано 1,2 млн. двигателей и 50 тыс. машин.

Рынок шведских автомобилей. В первом полугодии текущего года оборот группы "Volvo" сократился на 1,3% и составил 89679 млн. шв. кр. (9,44 млрд. евро). Валовая прибыль снизилась на 8,3% - до 1197 млн. шв. крон, а чистая до 334 млн. шв. крон. Такие результаты обусловлены общим снижением рентабельности во всех областях деятельности группы.

Сбыт грузовых автомобилей составил 59,1 млрд. шв. кр., сократившись на 1,3%, а валовая прибыль упала до 9 млн. шв. кр. с 789 млн. в первом полугодии 2001 года. Тем не менее, начала приносить плоды политика обновления ассортимента грузовых автомобилей. Га новые модели получено 31 тыс. заказов со времени их выпуска на рынок.

Рынок американских автомобилей. Количество алюминия, используемого в североамериканских моделях легковых и легких грузовых автомобилей, продолжает расти. В настоящее время его удельное потребление в автомобилях двух названных видов составляет соответственно 121 и 127 кг против 109,8 и 116,6 кг в 1999 году.

В наибольшей степени алюминий используется в изготовлении двигателей, в частности, из его сплавов производят 86% головок блока цилиндров против 70% в 1999 году. Доля алюминиевых сплавов в производстве самих цилиндров блоков возросла за этот период с 23 до 38%.

Кроме того, отмечается расширение применения данного металла в производстве таких частей, как капоты, откидные борта и крышки багажников. Из общего объема производства легковых и легких грузовых автомобилей в Северной Америке в 2002 году, оцениваемого в 15,5 млн. шт., данные детали из алюминия будут иметь 3,8 млн. машин, т.е. на 42% больше, чем в 1999 году.

По данным Федерации порошковой металлургии США, в настоящее время удельное потребление деталей из металлических порошков на один американский легковой автомобиль составляет 17 кг против 7,2 кг в Европе и Японии.

Рынок корейских автомобилей. В конце августа текущего года компания "Daewoo Motor" была вынуждена остановить производство на своих трех заводах в силу бойкота со стороны ее 191 поставщика комплектующих и прежде всего фирмы "Delphi Automotive", на долю которой приходится 20% закупаемых частей и блоков. Это бойкот был вызван тем, что с начала лета "Daewoo" не платит по счетам, ожидая начала реализации соглашения с американской фирмой "General Motors", подписанного в апреле 2002 года. В соответствии с соглашением "GM" должна прибрести 42,1% капитала СП, создаваемого совместно с кредиторами "Daewoo", выделив на это 251 млн. долларов. Кроме того, она согласилась выплатить поставщикам комплектующих южнокорейской группы 250 млн. долларов, однако лишь после создания СП. Долг "Daewoo" составляет более 1500 млн. евро. Потери группы от бойкота достигают 12 млн. евро в день.

Рынок японских автомобилей. Недавно подписанное соглашение между японской группой "Toyota" и китайской государственной компанией "FAW" предусматривает строительство СП в городе Тяньцзинь по производству моделей "Toyota" и "Daihatsu". Ввод завода в эксплуатацию намечен на 2005 год. Сотрудничество двух фирм может в дальнейшем распространиться на выпуск мини-автобусов и малогабаритных фургонов.

По предварительным данным в первом полугодии 2002/03 года (Окончившемся 30 сентября) валовая прибыль "Nissan" возросла на 48% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года и составила 280 млрд. йен (2,4 млрд. евро). Оброт увеличился на 7% - до 3,2 трлн. йен. Такие результаты были достигнуты благодаря успеху новых моделей фирмы в Японии и модели "Altima" в США.

Мировой рынок автомобилей и его влияние на российский рынок

Автомобилестроение как бы объединяет в себе два полюса. На одном – производство легковых машин, наиболее массовое, и в силу этого играющее роль «паровоза» в экономике любой развитой страны; на другом – грузовики, являющиеся средством производства. Это, правда, не мешает им тоже быть «паровозом», но менее мощным и зацепленным в середине состава.

Важная экономическая особенность автомобилестроительной отрасли – это относительно низкая норма прибыли. Она, а также существование таможенных барьеров, жесточайшая конкуренция цен и качества делают этот рынок труднодоступным для вхождения в него новых участников. Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Еще несколько лет назад 70% мирового авторынка контролировали полтора десятка компаний, а сегодня ведущих игроков осталось всего шесть: американские General Motors и Ford, немецкая Volkswagen, японская Toyota, немецко-американская DaimlerChrysler и франко-японская Renault-Nissan.

Даже крупные компании второго эшелона, такие как Peugeot, Fiat, южнокорейская Hyundai или японские Honda и Mitsubishi, на долю каждой приходится от 3 до 5% мирового рынка, могут в ближайшее время быть куплены компаниями первого эшелона. Например, для DaimlerChrysler, подыскивающей партнера для производства небольших автомобилей, идеальным мог бы стать альянс с Peugeot или Fiat. Подобные сделки способны привести к некоторому переделу рынка, но принципиальная структура автомобильной промышленности уже сложилась.

В этом году автомобилестроители готовятся к трудностям. По прогнозу экспертов (например, Высшей школы г. Гейзенкирхен и аналитической компании Jato Dynamics), в 2002 г. в мировом автомобилестроении следует ожидать сохранения неблагоприятной конъюнктуры, сложившейся в 2001 г. Так, мировое производство легковых автомобилей в 2001 г. составило 39 538 157 шт., что на 3,2% меньше, чем в 2000 г., когда было выпущено 40 835 847 машин. Мировое производство легких грузовиков сократилось в 2001 г. по сравнению с 2000-м на 4,9% – с 15 007 292 до 14 277 916 шт. Наибольшего снижения продаж новых легковых автомобилей в ближайшей перспективе следует ожидать в США. С учетом этого ведущие американские автомобилестроительные компании уже в 2001 г. приступили к сокращению объемов производства, и выпуск легковых машин составил 17,1 млн. шт. против 17,3 млн. за 2000 г.

На фоне экономической стагнации General Motors – крупнейший автопроизводитель в мире, после сентябрьских терактов предложил для своих клиентов беспроцентное кредитование. Несмотря на это в компании предполагают, что продажи концерна в США в 2002 г. составят от 15 до 15,5 млн. машин, что на 10% меньше продаж в 2001 г. Примеру GM по беспроцентному финансированию были вынуждены последовать и другие производители (Ford Motor и Chrysler), хотя для них это означает сокращение надежды на работу с прибылью. В 2002 г., хотя ценовая война продолжилась, General Motors перестала давать беспроцентный кредит, но на большую часть новых машин предоставляет скидки. Аналогично поступают и другие компании-производители.

Считается, что в Европе в 2002 г. продажи упадут на 5% и достигнут приблизительно 18,5 млн. автомобилей. Продажи в Латинской Америке, Африке, Азии и Тихоокеанском регионе останутся такими же, как и в 2001 г. General Motors собирается сократить свои расходы на 11% ($47,1 млрд.), но в то же время повысить эффективность разработки автомобилей и использования существующего капитала. General Motors North America, например, планирует снизить расходы в 2002 г., без сокращения программ разработки новых моделей автомобилей.

Падение спроса в Соединенных Штатах и на других основных региональных рынках неизбежно окажет негативное влияние на деятельность автомобильных концернов в Европе. Так, предполагается, что в ФРГ от прогнозируемого уменьшения продаж автомобилей в США особенно сильно пострадает Porsche и в меньшей степени Audi, BMW и Mercedes-Benz, предлагающие более широкую гамму продукции.

Дальнейшее снижение продаж легковых автомобилей (на 3,3% по сравнению с предыдущим годом) ожидается в 2002 г. и на внутреннем рынке Германии. Предполагается, что даже появление новых, технически более совершенных моделей не окажет существенного влияния на спрос. В то же время ужесточение экологических норм и введение соответствующих налогов (зависящих, в частности, и от возраста машин) в условиях общего сокращения спроса неизбежно дополнительно окажет отрицательное воздействие на немецкое автомобилестроение.

В 2002 г. наряду со снижением продаж индивидуальным покупателям в Германии можно ожидать уменьшения спроса и со стороны корпоративных клиентов. В результате сократится доля этих покупателей в общих продажах легковых автомобилей в стране (в 2001 г. около половины легковых машин покупалась частными гражданами, половина – фирмами и организациями).

Неблагоприятными являются и перспективы сбыта немецких машин в Западной Европе; особенно резкий спад рынка в 2002 г. ожидается в Испании и Франции. Однако большее или меньшее сокращение продаж компаний Volkswagen и Opel прогнозируется на всей территории Европы. Не лучше будет чувствовать себя Ford. Следствием этого станет сокращение спроса на продукцию поставщиков комплектующих.

Ситуацией, сложившейся на мировом рынке легковых автомобилей, пытаются воспользоваться японские автомобильные гиганты. В средствах массовой информации прошло сообщение, что Toyota Motor Corporation планирует увеличить свою долю на мировом рынке автомобилей с 8,9% в 2001 г. до 15% к 2010 г. Это означает, что Toyota будет продавать в 2010 г. 9,75 млн. автомобилей против 5,1 млн. в 2001 г. Как говорится в сообщении компании, такой показатель заложен в новой концепции развития Toyota – «2010 Global Vision».

По мнению президента Toyota Фуджио Чо (Fujio Cho), добиться увеличения доли на мировом рынке компании позволит активная работа на рынках США и Японии, в настоящее время потребляющих 79% их автомобилей, а также на росте продаж на развивающихся рынках Китая и Индии. В случае такого развития событий Toyota сможет бороться с General Motors за звание самого крупного автопроизводителя на планете (напомним, что в 2001 г. концерн Ford занимал 12,8 % мирового рынка автомобилей, а General Motors – 14,9%).

Из-за падения курса иены Toyota в прошлом году существенно укрепила свои позиции на главном экспортном рынке – североамериканском, это позволило ей добиться роста продаж в I полугодии 2001 финансового года (апрель – сентябрь) на 6,4% до $56 млрд.

Конъюнктура на мировом рынке грузовиков еще хуже, чем на рынке легковых. Ситуация в этом секторе авторынка обычно отражает макроэкономические тенденции и подвержена циклическим изменениям. Падение доходов вынуждает производителей автомобилей искать разные пути повышения эффективности своей деятельности. Так, шведская корпорация Volvo пошла по пути интеграции. Продажа производства легковых машин Volvo американской компании Ford позволила сосредоточиться на производстве грузовиков и автобусов, приобрести две компании: Mack Trucks Inc. и грузовой филиал французской корпорации Renault SA.

В результате объединения Volvo AB стала второй в мире компанией по производству грузовых автомобилей. В компании считают, что объединение позволит рационализировать производство, упростить планирование и управление, а также сократить стоимость продукции. По словам исполнительного директора Volvo AB Лейфа Юханссона, за 2001 г. экономия в результате объединения достигла 1,1 млрд. шведских крон, с учетом даже того, что затраты на проведение необходимых процедур и выплаты пособий рабочим, уволенным из Renault, составили 3,1 млрд. крон (100 шведских крон приблизительно $9,4).

Mercedes-Benz не скрывает, что ее подразделение по производству грузовых автомобилей переживает не самые лучшие времена, а объемы продаж далеки от идеальных. Не лучше положение дел и с реализацией грузовиков Freighliner американского подразделения компании. Известный на всю Северную Америку производитель в последние годы несет колоссальные убытки и находится в процессе реорганизации.

Россия в настоящее время участвует в мировом авторынке в большей степени как импортер, а не как экспортер автомобилей.

В прошлом году, по данным ГТК, было ввезено 133 тыс. автомобилей (в том числе 114 тыс. легковых и 19 тыс. грузовых) на общую сумму $3 348 млн. В общем объеме реализованных в прошлом году автомобилей доля импортных составила для легковых 11 – 12%, для грузовых – 13 – 14%. Основным поставщиком автомобилей на протяжении прошлого года являлись Германия – из нее было ввезено около 30% от всего российского импорта, и Япония – около 20%. Стабильно осуществлялись поставки легковых машин из Франции и Республики Корея. Из Эстонии осуществлялся импорт автомобилей разных марок, в основном европейского производства.

В I квартале 2002 г. ввезено в Россию 26,9 тыс. легковых автомобилей на сумму $244,1 млн. и грузовых – 7,2 тыс. на $105,8 млн. По мнению российских экспертов, на рынке РФ наиболее популярным из иностранных тяжелых грузовиков станет Scania Griffin.

Что касается российского импорта, то Правительство России рассматривает возможность субсидирования экспорта продукции российского автопрома в ряд стран-должников перед РФ.

Концепция развития автопрома РФ на период до 2010 г. предусматривает использование механизма участия экспорта российских автомобилей в схеме конвертации задолженности иностранных государств перед РФ. Имеется в виду ряд стран с недостаточной текущей платежеспособностью, которые вместе с тем являются традиционными потребителями российских машин. Это Ливия, Иран, Ангола, Куба, Вьетнам, некоторые государства Северной Африки и т.д. Часть долга этих стран перед Россией может быть погашена за счет снижения импортных пошлин на поставку российских автомобилей.

Среди проблем, сдерживающих импорт отечественных автомобилей, можно выделить следующие:

– трудности с соблюдения норм по токсичности выхлопа и безопасности автомобиля;

– потеря преимущества в цене автомобиля перед иностранными моделями;

– таможенные пошлины и ограничения, действующие в разных странах.

Касаясь перспектив развития мирового авторынка, заметим: эксперты полагают, что в ближайшее время от автомобильных корпораций не следует ждать каких-то крупных технических новшеств. Однако мелких усовершенствований и конструкторских новинок будет много. В ближайшее десятилетие производители будут экспериментировать с интерьером и внешней формой автомобиля больше, чем за последние 30 лет. Автомобилестроители пытаются угодить вкусам всех категорий покупателей. А это предполагает дальнейшее увеличение количества моделей, которое будет происходить, несмотря на сокращение числа производителей.

Источник: БИКИ

экономические статьи

 + Банковские системы стран мира

 + История кризисов

 + Иностранная валюта

 + Мировой рынок недвижимости

 + Финансы и инвестиции

 + Мировая финансовая система

 + Инвестиционные фонды

 + Инструменты инвестиций

 + Деньги и их функции

 + Драгоценные металлы

 + Ценные бумаги

 + Венчурные инвестиции

 – Интересные материалы

графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

статистика

полезные ссылки

 

экономические новости

30.12.2016 00:17 Экономика России может начать расти в 2017 году

23.12.2016 16:26 Прогноз: рост ВВП Китая замедлится до 6,5 процента в 2017 году

13.12.2016 00:25 Экономика России продемонстрирует рост в 1 квартале 2017 года, инфляция снижается

13.11.2016 17:16 Объем торговли между Россией и Китаем вырастет до $200 млрд

12.11.2016 16:55 Всемирный банк прогнозирует рост ВВП России на 1,5 процента в 2017 году

13.10.2016 19:23 CASS: ВВП Китая вырастет до 6,7% в 2016 году

08.10.2016 19:34 Мировая экономика показывает лишь незначительные признаки роста

02.09.2016 20:23 Китай ожидает, что экономика России вернется в «положительную зону» в 2017 году

24.08.2016 13:25 В России в августе может быть зафиксирован небольшой рост ВВП

16.08.2016 13:36 Во втором квартале ВВП России сокращался наименьшими темпами с 2014 года

07.08.2016 13:12 Показатели российской розничной торговли держатся на уровне 1970 года

03.08.2016 17:15 Центральный банк России говорит о снижении инфляции