Денежная система США
Денежная единица США и денежное обращение
Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков - мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 года денежной единицей США был признан золотой доллар и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем - покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 году был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.
Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 1960-х гг. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 года это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 года до 1914 года, являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 года каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США. Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.
В декабре 1913 года был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных банков - Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты федеральных резервных банков - федеральные резервные билеты - подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% - векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков-членов». Все национальные банки были обязаны вступить в члены Федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и 6 членов, назначаемых президентом США.
Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны:
- он централизировал банкнотную эмиссию;
- существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.
В период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую воину лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.
Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929 - 1933 гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившему в силу 31 января 1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г.
Согласно тому же акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков Передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долл. для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.
Закон о серебре 1934 года обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификат, ставшие одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 года был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 - 1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.
После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955 - 1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долл.
Инфляция в США в послевоенный период
Особенностью военной инфляции в США явилось то, что она происходила в условиях заметного роста объема промышленного производства; это в известной мере сдерживало инфляцию. Однако рост денежной массы значительно превосходил рост производства. Так, за 1940 - 1945 гг. количество наличных денег в обращении увеличилось в 3,7 раза, тоща как валовой национальный продукт увеличился только в 1,5 раза. Уже в годы войны покупательная сила доллара, по преуменьшенным официальным данным, упала более чем на 1/4. Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики.
Масса наличных денег в обращении (включая банкноты, серебряные доллары, мелкие монеты и казначейские билеты) составляла в 1939 году 7,6 млрд. долл., в 1945 году - 28,5 млрд., в 1950 году - 27,7 млрд., в 1955 году - 31,2 млрд., в 1960 году - 32,9 млрд., в 1965 году - 42,1 млрд. (все эти данные - на конец года), а в июле 1972 года - 62,4 млрд. долл. Таким образом, вслед за кратковременным сокращением денежной массы за первое послевоенное пятилетие начиная с 1950-х гг. возобновился быстрый рост ее, причем в первой половине 1950-х гг. этому способствовала американская агрессия в Корее, а во второй половине 1960-х гг. - американская агрессия во Вьетнаме. Значительно выросла и сумма депозитов до востребования: со 108,5 млрд. долл. в конце 1947 года до 241,3 млрд. долл. в августе 1972 года.
Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имеет инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении - только на 26%. В 1969 - 1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 года общий индекс промышленной продукции К США был почти на 5% ниже уровня 1969 года, но общая масса денег в обращении (включая наличные деньги и депозиты до востребования) возросла с марта 1969 года по март 1971 года на 11%. С марта 1971 года по март 1972 года денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция - только на 4%.
В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945 по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963 - 1972 гг. (по июль 1972 года) его рост составил 37%. Характерно, что в своем послании 1970 года об экономическом положении страны президент Никсон был вынужден признать развитие инфляции в США и ее тесную связь с ростом расходов на воину во Вьетнаме.
Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 года оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г. Однако развитие валютного кризиса все более подрывало доллар. В марте 1968 года США пришлось пойти на установление двойной цены золота: по официальной цене (35 долл. за 1 унцию) золото продолжало продаваться только казначействам и центральным банкам других стран. Вместе с тем были признаны колеблющиеся рыночные цены, устанавливающиеся на частных рынках золота. В 1968 году было отменено обязательное, 25%-е золотое обеспечение банкнот федеральных резервных банков.
В результате ухудшения валютно-финансового положения в конце 1971 года на Вашингтонском совещании министров финансов 10 капиталистических стран США согласились осуществить девальвацию доллара: официальная цена унции золота была повышена с 35 до 38 долл., а золотое содержание доллара снижено с 0,888671 до 0,818513 г. Это решение было осуществлено в 1972 году, причем конвертируемость долларов в золото, прекращенная ранее, не была восстановлена.
Дальнейшее ухудшение экономического положения США, в частности большой пассив и давление на доллар, в феврале 1973 года вынудили администрацию США произвести вторую девальвацию своей валюты. Золотое содержание доллара было снижено до 0,73662 г чистого золота, а его официальная цена повышена до 42,22 долл. за одну тройскую унцию, или на 11,1%. В связи с переходом ведущих западных стран в начале 1970-х гг. к так называемым «плавающим» курсам фиксация официальной цены золота в долларах утратила свое реальное значение. Ямайское валютное соглашение официально установило систему «плавающих» валютных курсов и отменило использование официальной цены золота в долларах как базы твердых валютных паритетов. Кроме того, была отменена фиксация масштаба цен в золоте, оно стало продаваться свободно из государственных запасов и МВФ на аукционах, взносы в МВФ в золоте были заменены на СДР.
Наиболее высокий темп инфляции в США наблюдался в период с конца 1960-х гг. до начала 1980-х гг. Это объяснялось рядом экономических и военно-политических причин. К ним прежде всего следует отнести обострение мирового валютно-финансового кризиса, стремление освободиться от доллара, крупный пассив платежного баланса, особенно с Японией, огромные военные расходы, связанные как с войной во Вьетнаме и новой программой военной модернизации, так и с энергетическо-сырьевым кризисом 1973-1975 гг., а также повышение цен рядом корпораций. В результате с 1964 по 1980 гг. портфель гособлигаций у федеральных резервных банков возрос в три раза - с 37 до 121 млрд. долл., эмиссия банкнот увеличилась также в три раза - с 35,3 млрд. долл. до 124,2 млрд. долл., а индекс розничных цен (в 1967 году равный 100) повысился с 94,5 до 246,8. Покупательная способность доллара упала до 40% по сравнению с 1967 годом. При этом к началу 1970-х гг. золотой запас сократился до 11,2 млрд. долл. по сравнению с 24,6 млрд. долл. в 1949 г., т.е. в 2,5 раза.
К началу 1980-х гг. инфляция превратилась в главную экономическую проблему. Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 году, способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).
Наличный и безналичный оборот в США
В настоящее время США располагают структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег: министерство финансов (казначейство), центральный банк (Федеральная резервная система) и коммерческие банки. Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.
ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 году 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.
Следует отметить, что удельный вес наличных денег в XX в. снизился, особенно по сравнению с XIX в. Однако в период войн и отдельных конъюнктурных изменений он может возрастать. Как правило, в период ведения войн США повышалась тезаврация наличных денег, то же происходило и в период обострения экономических ситуаций (кризисов, инфляции, валютно-финансовых потрясений). Кроме того, рост денежной наличной массы оказывает влияние на эволюцию структуры потребления населения США, которая связана с увеличением торговых автоматов и другой торгово-платежной инфраструктурой. Ускоренный рост денежной массы происходил в период с 1969 года (203,8 млрд. долл.) по 1980 год (386,9 млрд. долл.), что явилось одним из инфляционных факторов. Определенное влияние на это оказало также изменение скорости обращения денег. Ее увеличение было связано в основном с такими структурными факторами, как расширение безналичных расчетов, применение ЭВМ, новейших средств передачи информации, а также повышение нормы процента.
Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы (М). Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Официальная американская статистика такие счета трактует как «частные лица, товарищества и корпорации» (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% - кредитно-финансовым институтам, 32,6% - физическим лицам и около 6% - иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно-финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот.
Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек (credit cards), а также система предуведомленных платежей (preauthorized payments). Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские товары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные карточки получили в США широкое развитие начиная с 1960-х гг. В сферу обращения, кредитных карточек вовлечено большое количество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно-финансовых институтов, миллионы физических лиц.
Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений - заработная плата, пенсии, рентные платежи. Это форма получила развитие в основном в 1970-х гг. в связи с переходом банковских операций на электронную базу.
Большое влияние на технику платежно-расчетных отношений оказала научно-техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ. Впервые схему автоматизированной системы учета и расчетов на базе ЭВМ разработал в начале 1950-х гг. по заданию Bank of America, озабоченного ростом платежно-расчетных операций, Стенфордский исследовательский институт (Калифорния). В дальнейшем компьютеризация развивалась довольно быстрыми темпами. В США были созданы целые электронные комплексы для обработки чеков и других видов денежной и платежной документации.
Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создать несколько электронных расчетных центров - автоматических расчетных палат. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы, пенсий и других социальных выплат, оплаты счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов.
Регулирование денежной системы
Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов. Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 1970-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 1960-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 года центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияние конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы.
Резкие колебания рыночных процентных ставок вынуждали ФРС не только прибегать к контролю над рынком ссудных капиталов, но ослаблять влияние на различные агрегаты, которые использовались как основные инструмент» денежно-кредитной политики. С середины 1970-х до начала 1980-х гг. ФРС неоднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета.
С 1975 года ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязан определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок.
С 1981 года начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения курса их валют.
По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 622 с.