Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный, фонд (МВФ), (International Monetary Fond, IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами и оказания финансовой помощи странам-членам для ликвидации валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир). Практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.
В работе Бреттонвудской конференции принимал участие также и СССР. Однако впоследствии в связи с "холодной войной" между Востоком и Западом он не ратифицировал Соглашение об образовании МВФ. По той же причине на протяжении 50—60-х гг. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ в начале 90-х гг. бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в МВФ (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Кубы).
В настоящее время членами МВФ являются 182 государства (см. рис. 4). Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные Уставом МВФ.
Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы:
- содействовать сбалансированному росту международной торговли;
- поддерживать устойчивость обменных курсов валют;
- способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;
- предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;
- служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.
Отвечая за бесперебойную работу мировой валютной и платежной системы, Фонд уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе, т.е. уровню и составу резервов, имеющихся у государств-членов и предназначенных для покрытия торговых и платежных потребностей. Одной из важных функций Фонда является также предоставление дополнительных ликвидных средств своим членам за счет распределения специальных прав заимствования (СДР). СДР (или СПЗ) — международная счетная валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство. Стоимость СДР определяется на основе средней стоимости пяти основных валют мира (до 1 января 1981 г. — шестнадцати валют). Определение удельного веса каждой валюты производится с учетом доли страны в международной торговле, но для доллара США принимается во внимание его удельный вес в международных расчетах. На настоящий момент эмитировано 21,4 млрд. СДР с совокупной стоимостью около 29 млрд. долларов США, что составляет около 2% всех резервов.
Фонд располагает значительными общими ресурсами для финансирования временных неравновесий платежных балансов своих членов. Для их использования государство-член должно представить Фонду веские обоснования возникшей потребности, которая может быть связана с платежным балансом, резервной позицией или изменениями в резервах. МВФ предоставляет свои ресурсы на основе равенства и отсутствия дискриминации, принимая во внимание социальные и внутриполитические цели государств-членов. Политика Фонда дает им возможность использовать финансирование МВФ уже на ранней стадии возникновения проблем в области платежного баланса.
При этом помощь Фонда способствует преодолению несбалансированности платежей без применения торговых и платежных ограничений. Фонд играет роль своеобразного катализатора, поскольку изменения в направлениях политики, проводимой государствами при осуществлении поддерживаемых ресурсами МВФ программ, способствуют привлечению дополнительной финансовой помощи из других источников. Наконец, Фонд выступает в качестве финансового посредника, обеспечивающего перераспределение средств из тех стран, где имеется их избыток, в страны, где существует их дефицит.
Структура управления МВФ
1. Высшим руководящим органом является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. В большинстве случаев управляющие Фонда — это министры финансов, или руководители центральных банков либо другие лица такого же служебного положения. Совет управляющих избирает из своего состава председателя. В компетенцию совета входит решение важнейших, принципиальных вопросов деятельности МВФ, таких, как прием и исключение членов Фонда, определение и пересмотр размеров квот, распределение чистого дохода, выбор исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии, на которых обсуждается деятельность Фонда, раз в год, однако они могут голосовать в любое время с помощью почты.
МВФ устроен в виде акционерного общества, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность определяется долей в капитале. В соответствии с этим в МВФ действует принцип так называемого "взвешенного" количества голосов: каждое государство-член имеет 250 "базисных" голосов (независимо от величины взноса в капитал Фонда) и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его доли в этом капитале. Помимо этого, при голосовании по некоторым вопросам страны-кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400 тыс. долларов США займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран-должников. Такой порядок оставляет решающее слово в управлении делами МВФ за странами, вложившими в него наиболее крупные средства.
Решения в Совете управляющих МВФ в основном принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам (например, внесение изменений в Устав, установление и пересмотр величины долей стран-членов в капитале, ряд вопросов функционирования механизма СДР, политики в области валютных курсов и т.п.) "специальным (квалифицированным) большинством", предусматривающим в настоящее время две категории: 70% и 85% от всей суммы голосов стран-членов.
Нынешний Устав МВФ предусматривает, что Совет управляющих может вынести решение об учреждении нового постоянного органа управления — Совета на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Но он еще не создан, и его роль играет состоящий из 22 членов Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы, учрежденный в 1974 г. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений.
2. Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е. Директорату, который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает в его штаб-квартире в Вашингтоне.
3. Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. По традиции директор-распорядитель должен быть европейцем или (по крайней мере) неамериканцем. С 2000 г. директор-распорядитель МВФ — Хорст Келлер (Германия).
4. Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран. Он разрабатывает рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.
Капитал. Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота страны-члена является наиболее важным элементом ее финансовых и организационных отношений с Фондом. Во-первых, квотой определяется количество голосов в Фонде. Во-вторых, на размерах квоты основаны масштабы доступа члена МВФ к финансовым ресурсам организации согласно установленным лимитам. В-третьих, квота определяет долю члена МВФ при распределении СДР. В Уставе не приводятся методы определения квот членов МВФ. В то же время с самого начала размеры квот связывались, хотя и не на жесткой основе, с такими экономическими факторами, как национальный доход и объем внешней торговли и платежей. В рамках Девятого общего пересмотра квот был использован набор из пяти формул, согласованный в процессе Восьмого общего пересмотра, в результате чего были получены "расчетные квоты", которые служат общей мерой относительного положения стран-членов МВФ в мировой экономике. В этих формулах используются экономические данные по валовому внутреннему продукту (ВВП) государства, текущим операциям, колебаниям текущих поступлений и государственным резервам.
США, являясь страной с самыми высокими экономическими показателями, сделали наибольший взнос в МВФ, составляющий около 18% от общей суммы квот (около 35 млрд. долларов США); государство Палау, вступившее в МВФ в декабре 1997 г., имеет наименьшую квоту и внесло около 3,8 млн. долларов США.
До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, в настоящее время — резервными активами (СДР или свободно используемые валюты); 75% суммы подписки — национальной валютой, обычно предоставляемой Фонду в форме простых векселей.
Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным источником финансирования его деятельности, Фонд имеет возможность использовать также заемные средства в любой валюте и из любого источника, т.е. занимать их как у официальных органов, так и на частном рынке ссудных капиталов. К настоящему моменту МВФ получал займы у казначейств и центральных банков стран-членов, а также Швейцарии, не являвшейся до мая 1992 г. его членом, и у Банка международных расчетов (БМР). Что касается частного денежного рынка, то к его услугам он пока еще не прибегал.
Кредитная деятельность МВФ. Финансовые операции МВФ осуществляются только с официальными органами стран-членов — казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Средства Фонда могут поступать в распоряжение его членов в рамках целого ряда подходов и механизмов, различающихся главным образом по видам проблем финансирования дефицита платежного баланса, а также уровнем выдвигаемых МВФ условий. Причем эти условия являются составным критерием, включающим три раздельных элемента: состояние платежного баланса, сальдо международных резервов и динамику резервной позиции стран. Эти три элемента, определяющие потребность в финансировании платежного баланса, считаются самостоятельными и каждое из них может служить основой для подачи Фонду запроса о финансировании.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку свободно используемой валюты или СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.
МВФ взимает со стран-заёмщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
По истечении установленного периода страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить свою национальную валюту у Фонда, вернув ему заимствованные средства. Обычно эта операция, означающая на практике погашение полученного ранее кредита, должна быть осуществлена в течение срока от 3 1/4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо этого, страна-заемщица должна досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения состояния ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Кредиты считаются погашенными также в том случае, если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен некоторыми нюансами. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.
Техническая помощь. Международный валютный фонд оказывает также техническую помощь странам-членам. Она осуществляется через направление миссий в центральные банки, министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2—3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов. Техническая помощь выражается в содействии МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров.