Палладий - выгодный объект инвестиций
На рынке торговли металлами с 2006 года наблюдается рост спроса на палладий. Возможно, в скором времени существующего предложения на рынке уже будет не хватать для удовлетворения растущего спроса на металл, в результате чего цена на палладий поднимется еще выше. Таким образом, палладий становится лучшим объектом для инвестиций среди драгоценных металлов.
Палладий – это металл платиновой группы, обладающий уникальными свойствами, особенно ценными для решения исследовательских и производственных задач. При добавлении палладия к титану или хромистой стали, их высокая способность противостоять коррозии становится почти абсолютной. Из сплавов с палладием изготавливают материалы для химической, атомной, нефтеперерабатывающей промышленности.
Как и другие металлы платиновой группы, палладий является прекрасным катализатором. Это его свойство нашло широкое применение в автомобильной промышленности. Палладий обладает удивительной способностью поглощать некоторые газы, особенно, водород. Благодаря этому, его начинают использовать при разработке топливных элементов для водородной энергетики. С развитием технологий потребление платины и палладия в последние полвека увеличилось более чем в 20 раз. Ко всему прочему, палладий еще и очень красив и легко обрабатывается. Он напоминает платину, но весит меньше, обладает ровным завораживающим блеском. Чрезвычайно редкий металл добывается из руд, которые обычно также содержат золото, никель, медь, иногда встречается и в самородном виде. Основным сырьем для его получения служат медно-никелевые руды, при переработке которых палладий является побочным продуктом.
Почти все мировые запасы руд, содержащих металлы платиновой группы, принадлежат России и ЮАР, причем, в южноафриканских рудах больше платины, а в российских – палладия. Небольшие количества палладия есть также в недрах Канады, США, Зимбабве, Китая и Финляндии. Самые крупные разведанные запасы палладия находятся за Полярным Кругом. По данным компании “Норильский никель”, доказанные и вероятные запасы руды в месторождениях на Таймырском полуострове содержат 62 млн. унций палладия и 16 млн. унций платины. (Россия – Канада: соревнование на рынке цветных металлов).
С 1970-х годов прошлого века автомобильная промышленность стала главной областью применения металлов платиновой группы. Платину, палладий и родий применяют в производстве катализаторов, служащих для снижения токсичности выхлопных газов. Долгое время для этого использовали почти исключительно платину. В этом были заинтересованы производители катализаторов, такие как Johnson Matthey, имевшие тесные связи с южноафриканскими горнорудными компаниями. Они намеренно не использовали более дешевый палладий – его, к тому же, не так много у ЮАР – и тем самым, помогали сохранять высокое положение своих поставщиков, а сами оставались, практически, монополистами.
Ситуация начала меняться в 1988 году, когда компания Ford Motor (F) освоила производство катализаторов с применением палладия вместо платины. К середине девяностых для производства автокатализаторов оба металла уже использовались примерно в равной степени. С ужесточением экологических требований потребление платиновых металлов продолжает расти. За последние 5 лет крупнейшие автопроизводители мира увеличили использование палладия в выхлопных системах автомобилей на 32%.
В 1990-х годах палладий стал быстро вытеснять платину из данной отрасли. Если в 1990 году при производстве автокатализаторов было использовано платины почти в шесть раз больше, чем палладия, то с 1995 года палладий стал преобладать, а в 1999 году соотношение стало 4 к 1 в пользу палладия. «Десятилетие палладия» (1990 – 1999 гг.) совпало с периодом широкого распространения автокатализаторов во всем мире. Соответствующее увеличение спроса на платиновые металлы со стороны автомобильной промышленности почти целиком покрывалось за счет палладия, при относительно стабильных объемах применения платины. В физическом измерении использование МПГ в автокатализаторах за 10 лет увеличилось почти в 4 раза, а палладия – в 25 раз!
В первой половине 1990-х годов увеличение спроса на палладий покрывалось за счет существующих производственных мощностей, и цены держались на уровне 100 – 150 долл./унц., т.е. в 3 – 4 раза ниже, чем на платину. Но дальнейшее увеличение спроса привело к дефициту палладия на рынке, начиная с 1997 года, что повлекло значительный рост цен. В 1999 году стоимость палладия сравнялась со стоимостью платины, а в 2000 году он стал дороже платины – явный признак «перегрева» рынка. Производители автокатализаторов были вынуждены вновь переориентироваться на платину, сокращая закупки палладия.
В последние годы ценовой разрыв между платиной и палладием держится в диапазоне 3,5-5 и до нормального соотношения цен (примерно 1 к 2) еще очень далеко.
Между тем, учитывая невысокую цену палладия по сравнению с платиной, спрос на палладий со стороны производителей автокатализаторов снова растет. По данным Johnson Matthey, в 2008 году спрос на палладий для использования в автокатализаторах увеличился на 0,9 т до 142,3 т.
В области красоты палладий начинает теснить платину. Палладий прекрасен и сам по себе, и добавляет благородства другим металлам: небольшие его добавки придают золоту неповторимый белый оттенок, “белое золото” служит прекрасной оправой для драгоценных камней. По данным крупнейшего торгового дома и производителя ювелирных изделий из Нью-Йорка Fortunoff изделия из палладия составляют уже 10% ювелирного рынка. По данным Johnson Matthey, в ювелирной промышленности в 2008 году спрос на палладий повысился на 1,7 т до 24,3 т после его падения два года подряд. Представительница компании Fortunoff Рут Фортунофф (Ruth Fortunoff) говорит: “Мы определенно ожидаем продолжения роста продаж. Люди пока не приходят специально за украшениями из палладия, но, увидев цены и познакомившись с металлом, становятся его поклонниками”. Средняя цена обручального кольца из палладия составляет примерно $600, тогда как кольцо, сделанное из платины, стоит в 2 раза больше. В эпоху кризиса это становится особенно актуальным.
Особую роль в конъюнктуре рынка драгметаллов начинают играть биржевые фонды. Их акции, обеспеченные драгоценными металлами, проходят листинг на бирже и обращаются таким же образом, как и корпоративные акции. Аналитики считают, что новые фонды повысят спрос на драгметаллы и привлекут дополнительные инвестиции.
Действительно, создание новых биржевых фондов, которые сами стали активными закупщиками платины, остается одним из главных факторов значительного роста цены на платину. Так как и свойства, и области применения палладия и платины во многом совпадают, рынки этих металлов взаимосвязаны, а значит, можно ожидать схожей реакции рынка палладия на деятельность фондов.
Такие предположения подтверждает Стюарт Флерлидж (Stuart Flerlage) из нью-йоркской компании NuWave Investment: “Цены на платину растут все выше и выше… Возможно, такую же картину мы будем и с ценной на палладий”. Создание биржевых фондов, привязанных к цене платины, может еще больше подстегнуть спрос на этот металл, что заставит больше производителей и ювелиров обратить свой взор на пока еще более доступный палладий, считает Майкл Гамбарделла (Michael Gambardella), аналитик JPMorgan Chase & Co. (JPM). “Мы ожидаем сокращения большого разрыва в цене между двумя металлами…”, - добавляет Гамбарделла.