Экономическая составляющая функционирования рынка драгоценных металлов
Основные области применения драгоценных металлов
Золото обычно используется в сплавах с другими металлами, которые, при сохранении главных качеств чистого золота, характеризуются большей твердостью и плотностью и позволяют расходовать золото более экономно. Сплавы золота с платиной используются для производства стойких к химическому воздействию приборов, а сплавы золота с серебром и платиной используется для изготовления электрических контактов в ответственном оборудовании. Золото и содержащие его сплавы также используются для золочения, производства ювелирных украшений и зубного протезирования. Радиоактивный изотоп Au198 используется для радиотерапии опухолей.
Основные потребители серебра - кинофотопромышленность, электротехническая и электронная промышленность, производство ювелирных изделий. Серебро обладает бактерицидными свойствами: ионы Ag+ стерилизуют воду.
Платина используется для изготовления ювелирных украшений и автомобильных катализаторов, в производстве химической аппаратуры, в электро- и радиотехнике, и, частично в виде сплавов с родием, палладием и иридием. Так же платина играет большую роль в водородной энергетике, о чем можно было бы написать много. Эта роль обусловлена особыми химическими свойствами платиновых металлов: они лучше всех других позволяют получать чистый водород в топливных элементах.
Палладий, главным образом, используется в электронике (особенно в мобильной связи) и при изготовлении слоистых палладиевых конденсаторов, которые используются в каталитических преобразователях автомобилей. В сплаве с другими металлами он используется при производстве химического оборудования и для протезирования зубов. Сплавы палладия также используются в драгоценностях, а сам металл может быть частью сплавов белого золота.
Роль рынка драгоценных металлов в экономике России
Россия стала "наследницей" экономики золота СССР, представлявшей собой сферу монопольного жесткого контроля и управляющего влияния государства. Состояние и перспективы развития золотопромышленности определялось системой фиксированных цен, ограниченностью внутреннего спроса, дефицитом оперативно-финансовой мобильности добывающих предприятий и низким "запасом рентабельности" добычи . Накануне распада СССР золотопромышленность стала предметом пристального внимания правительства, что в т.ч. выразилось в передаче отрасли из компетенции Министерства цветной металлургии в прямое ведение Совета министров (постановление ЦК КПСС и Совета министров "О совершенствовании управления промышленностью по добыче драгоценных металлов и природных алмазов" от 14 апреля 1988 года). Это решение было связано с необходимостью придания отрасли особого статуса в условиях истощения притока в страну "нефтедолларов" особой востребованности валютного металла для "захлебнувшейся "перестройки"". Попытки упорядочить платежный баланс страны обращались в распродажу части "стратегического" золотого запаса; в иерархии средств обновления большое место занимал импорт западных технологий, с другой стороны, на золото приобреталось большое количество, работавших на имидж новой власти, западных потребительских товаров.
Энергетика преобразований новой структуры - "Главалмаззолота" Совмина СССР, подключившей к проблемам отрасли мобилизационный ресурс советской экономики, дала свои плоды - уровень годового производства 1989- 1999 гг. превысил рекордную для 1980-х гг. отметку 300 тонн (прирост на порядок 14-16%), был ненадолго восстановлен уровень объема золотого запаса страны середины 80-х гг. (около 850 тонн в 1984 и 1989 гг.). Но резкое сокращение общих объемов производства золота (добыча из недр, попутное и вторичное извлечение) последовало уже в 1991 г. - с 302 (1990 г.) до 168 тонн (См. Приложение №2). Характер дальнейшей динамики - в 1992-1994 гг. добыча держалась на уровне 140-150 тт. тонн, к которому, после ряда спадов (критический - до 115 т. в 1998 г.) возвратилась в 2000 г. с последующим приращением в 2002 гг. (163 т.), свидетельствует о правомерности характеристики положения отрасли в течение 90-х гг. как "балансировании на грани кризиса".
Состояние отрасли было обусловлено характером процессов реформирования экономики, задававшими общий контекст развития отрасли, ориентирами и реализационными механизмами собственно золотопромышленной политики.
Образованный при Министерстве экономики и финансов РФ, Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней стал правопреемником "Главалмаззолота" Совмина СССР. Ожидавшихся действенных мер по упорядочению государственного регулирования, рационализации условий функционирования отрасли не последовало, поскольку комитет действовал преимущественно в рамках ограниченных функций прежнего Гохрана: "принял - оплатил, отпустил - получил". В феврале 1993 года предприятия отрасли были переданы в ведение специального Комитета РФ, на который было возложено проведение единой федеральной политики в области добычи, производства, использования и экспорта драгоценных металлов. Но, во-первых, на развитие деятельности Роскомдрагмета негативное влияние оказала "судьба" долго не принимавшегося базового закона - основания для "регулирования " были размытыми; во-вторых, этот теоретически высокополномочный орган просуществовал совсем недолго - уже в конце 1996 года. Роскомдрагмет был упразднен, а его функции - рассредоточены. Частично они перешли к Департаменту драгоценных металлов и драгоценных камней новообразованного Министерства промышленности РФ, частично к Гохрану Министерства финансов, в отрасли, таким образом, сложилось своеобразное "двоевластие". Но и на этом "чехарда" ответственных за экономику золота правительственных органов не завершилась - с совсем скорым (март 1997 года) упразднением Министерства промышленности, его функции в данной сфере перешли к Министерству экономического развития, специальная Комиссия по драгоценным металлам и драгоценным камням была создана при Правительстве РФ.
Концепция и правовые основы регулирования отношений в сфере драгоценных металлов были определены в Указе Президента "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР" (от 15 ноября 1991 года), провозгласившем ориентиры либерализации золотодобывающей деятельности. Последовавшее в январе 1992 года постановление правительства "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля над их производством и потреблением" подтверждало традиционную противоречивость внутреннего и внешнего статуса золота: с одной стороны, провозглашалась государственная монополия на драгметаллы и алмазы на внешнем рынке (ответственность за всяческие ее нарушения усиливалась); с другой, право на золотодобычу было предоставлено всем юридическим лицам РФ (процедура оформления была освобождена от ряда формальностей, фактически утвердилась т.наз. явочная система организации золотодобывающих предприятий).
Общая стратегия рыночной экономики в делах отрасли проявлялась в опытах либерализации цен на золото. Введение новой системы ценообразования имеет свою предысторию, и в столь политизированный период отечественной истории она соответствующе окрашена - низкие цены на закупаемое государством золото породили волну забастовок в отрасли, после пика которых (январь 1992 года) Президент РФ и подписал давно готовившийся указ о новой "протокольной" системе цен. Цена ежемесячно фиксировалась (исчисляясь на основе цен лондонской золотой биржи и усредненного курса рубля к доллару) и вводилась в действие протокольным решением Минфина РФ. Постановлением правительства РФ от 30 апреля 1992 г. устанавливались единые расчетные цены за золото, сдаваемое в Гохран для всех регионов страны, сдатчиков и потребителей (независимо от формы собственности предприятий), единые отпускные - для нужд промышленности (ранее они были льготными) и для расчетов с прочими покупателями.
В январе 1992 года в сориентированной на скорое обновление России были "отпущены цены", регулировать которые был призван "свободный рынок". Но в золотопромышленности, с ее фиксированной ценой и обязательной продажей золота государству-монополисту, этот механизм действовать не мог. Ценовые ножницы "состригали" всю прибыль производителей. В течение 1990-1994 гг. издержки золотодобычи выросли в 26 раз, цена на золото поднялась всего в 11 раз - в отрасли массово разорялись предприятия, директорат сохранившихся "ностальгировал" по дифференцированной расчетной политике советских времен. Для поощрения золотодобычи, особым распоряжением правительства временно устанавливался частичный расчет за золото в свободно конвертируемой валюте (сначала 25%, а с декабря 1993 г. - 40%). Принятию таких неординарных мер поддержания золотодобычи способствовало становившееся все более удручающим состояние государственного фонда драгоценных металлов, провозглашенного в одном из первых Указов Президента "важнейшим условием" суверенитета страны.
В 1990 года золотой запас Российской Федерации составлял 784 тонны, к 1998 году он снизился почти на половину - до 405. Вряд ли и в наше время, когда по закону о государственной тайне сведения о размерах золотого запаса "засекречиванию не подлежат", можно прокалькулировать истраченные четыре сотни тонн запаса и около 1100 тонн добытого за этот период.
Спад золотодобычи наносил ущерб интересам страны, государство искало пути ее восстановления и развития. Первым официальным свидетельством собственно рыночных перспектив драгметаллов стал указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года "О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней". Именно им было снято табу с самого понятия "рынок драгметаллов". Центробанк по согласованию с Минфином получил право выдавать коммерческим банкам особые лицензии на право проведения операций с золотом, заявлялась необходимость создания специализированных бирж. К концу 1994 г. государство покупало 50% объема добычи, 20-30% реализовывалось через Центральный Банк, а также пролицензированные коммерческие банки, оставшуюся долю (20-30%) продуценты могли продавать самостоятельно (с условием последующего вложения вырученного в развитие производства). Действовала система квот обязательных продаж золота государству, Центробанк и Гохран в этот период активно "скупали" (за наши неконвертируемые рубли и с большими задержками) все крохи золота, добываемого из российских недр.
Позиция власти была в основе своей внутренне противоречивой - с одной стороны, активизировались внегосударственные структуры, с другой, государство стремилось к тщательному контролю над обращением золота. Полярные стратегии развития сферы золота представляли два основных субъекта политики - Центральный банк и Гохран РФ. Первый ратовал за максимизацию рыночных механизмов, второй - не просто поддержание, но усиление контролирующего и регулирующего воздействия государства. Правительство оказалось не в состоянии консолидировать субъектов обновляемой экономики золота, что в полной мере проявилось в судьбе нового базового закона о драгоценных металлах, подготовка и согласование которого проходили "в муках", затянувшись на шесть с половиной лет. Отставание нормативно-правовой базы от реальных потребностей производства было одной из наиболее характерных черт золотопромышленной политики 1990-х гг.
Иррациональные экономические условия внутреннего обращения золота сдерживали и без того стагнировавшее производство, возросший теневой оборот приобретал угрожающие масштабы. В поисках путей выхода из кризиса, выдвигались различные проекты - шел напряженный диалог государственный структур и финансово-промышленных сил. Специально созданной полномочной правительственной комиссии не удавалось в системе действовавших нормативно-правовых актов, примирить интересы всех сторон, вязанных с оборотом драгметаллов. Практики говорили о саботаже чиновников, чиновники упрекали практиков в вопиющей экономической безграмотности.
Ассоциация российских банков выступила с заявлениями, в которых требовала: ускорить принятие документов, устанавливающих договорные цены на золото, установить квоты на экспорт золота для банков не ниже авансированной ими добычи, заменить нерыночные займы федеральной программой поддержки банковских инвестиций в отрасль. Некоторое время активно обсуждалась идея создания "Золотого клуба" (Гохран, ЦБ, пролицензированные банки), в рамках которого участники могли "договариваться" о ценах. Департамент финансов, бюджета и денежного обращения Аппарата Правительства, настаивал на жесткой государственной монополии по установлению цен. Деструктивно на развитие отрасли влияли разногласия между Минфином и Центральным банком, претендовавшим на ведущие позиции в управлении золотовалютными резервами. Все программно-теоретические построения правительственных ведомств о подъеме отечественной золотодобычи "разбивались" о непреложный факт отсутствия необходимых финансовых средств.
Постановлением правительства"О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы" от 30 июня 1997 года, с целью "привлечения в сферу производства ресурсов на внутреннем рынке" было упразднено государственное регулирование цен на драгметаллы. Расчетные цены предлагалось фиксировать исходя из данных Лондонского фиксинга - в долларах США, с пересчетом в рубли по курсу Центробанка на день, предшествующий оплате. Отпускные цены на золото, реализуемое потребителям из Гохрана, устанавливались и фиксировались по "взаимосогласованной договоренности применительно к ценам мирового рынка, с учетом спроса и предложения и компенсации Гохрану".
Но очевидно, что в отсутствие экспортных операций привязка внутренней цены на золото к общемировым экономически нецелесообразна. Указом Президента РФ от 23 июля 1997 года "О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской федерации аффинированного золота и серебра" либерализация операций с внутреннего рынка распространилась на внешний - банки получили право экспорта драгметаллов. Это решение получило развитие в постановлении "Об экспорте из РФ аффинированного золота и серебра, осуществляемого кредитными организациями" (февраль 1998 года). И хотя оно, будучи облеченным в жесткие формы обязательных лицензирования, визирования контрактов, квотирования объемов, вызвало у банков недовольство, они начали приобщаться к новой сфере деятельности.
Ситуация в отрасли крайне обострилась именно к рубежу 1997-1998 гг. ЦБ, официально заявлявший, что для поддержки золотодобытчиков будет скупать все предлагаемое золото, в конце 1997 года неожиданно и решительно прекратил заключать договоры купли-продажи (эта ситуация получила у специалистов образное название "золотой паузы"). Реакция банков на позицию правительства была мгновенной и многоплановой - они приняли решение не покупать золота у производителей, прекратили финансирование программ в этой сфере, снизили (на 10-15%) цены на продаваемые населению золотые слитки.
Последовал самый тяжелый, "черный" Новый год в новейшей истории отечественной золотопромышленности. На начало 1998 года задолженность государства перед сдатчиками, по данным Союза золотопромышленников России, составляла около 1 млрд. (деноминированных) руб. В 1998 году объем российской добычи снизился до минимального уровня - 115 тонн. Сложное положение золотодобывающих фирм было обусловлено грабительским порядков расчетов (золото государством покупалось примерно за 50% биржевой цены, вычитая аванс (и процент с него), то есть за грамм металла при мировой цене около 10 долларов на руки золотодобытчики получали 15 тыс. руб., с которых еще платились налоги; но и эти деньги предприятия получали не сразу, примерно через пять месяцев к новому сезону).
Необходимые решения явно запаздывали, отсчитывая сроки агонии отрасли, функционировавшей в крайне нерациональной правовой и налоговой среде (речь, по мнению практиков, шла уже только о том "насколько поздно" произойдет ее рациональная модернизация). В марте 1998 года, наконец, был принят столь долго обсуждавшийся базовый закон РФ "О драгоценных металлах и камнях". Ликвидировав государственную монополию, но, оставив золото в категории валютных ценностей, закрепив принятые знаковые решения в важнейших сферах производства и обращения золота, закон фактически утвердил сложившуюся на момент принятия "расстановку сил", в т.ч. закрепилась ранее вынужденная, теперь осознанная "отстраненность" государства от проблем производства, внутреннего и внешнего обращения золота.
Государство потенциально оставило за собой роль привилегированного участника рынка, сохранило определенные механизмы изъятия рыночных отношений, восполняя своих директивных начал. В августе 2000 года функции по проведению государственной политики в сфере золота были вновь перемещены, на сей раз из Министерства экономического развития в Министерство финансов. В рамках последнего была определена организационная структура в лице трех подразделений - Управления по драгоценным металлам и драгоценным камням, Гохрана и Пробирной палаты. Управление по драгоценным металлам и драгоценным камням МФ, как явствует из уставных законоположений, обеспечивает проведение единой государственной промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов предприятиями всех форм собственности; участвует в разработке федерального бюджета, осуществляет лицензирование по девяти видам деятельности в данной сфере. Что касается Гохрана, то с 1996 года, когда был утверждено изменение его статуса, он, во-первых, выполнял функции "кармана" действующего правительства, средства из которого используются на текущие нужды, так называемые "малые дела"; во-вторых, поддерживаемым запасом обеспечивал "мобилизационный ресурс государства", необходимый для обеспечения нужд оборонной промышленности; в-третьих, вел учет всех сделок купли-продажи золота у производителей. В соответствии с действующим законодательством, все операции с ценностями Госфонда России строго регламентированы, их отпуск осуществляется только по решению Президента и Правительства РФ. Участие Гохрана на рынке обеспечивалось преимущественным правом покупки золота для нужд правительства, экономическим рычагом этой его практики была более высокая закупочная цена.
Решение о либерализации экспорта было направлено на поддержание "руками банков" отечественных производителей золота, соблюдение же государственных интересов при данной схеме реализации золота можно поставить под сомнение, поскольку золото из страны "уходит", и государство лишается прибыли от этого вида ресурсов, перспектив его реализации в будущем. Банки финансируют отрасль, авансируя добычу - перед началом сезона они заключают с предприятиями договоры на полную квоту добычи и выдают кредитные ресурсы (денежные и товарные). Такой "посезонный", "одноразовый" характер финансовых отношений между производителями и банками, безусловно, поддерживая отрасль, в минимальной степени связан с перспективами совершенствования технико-технологического облика предприятий.
Очевидно, что самым зависимым и страдающим элементом сформированной системы обращения золота является недропользователь. По оценке Петербургского экономического форума (IV, июнь 2000 года), российская золотодобыча откатилась на уровень начала XX в. На перспективах развития отрасли, положении производителей отрицательно сказывались механизмы ценообразования, нерациональная система налогообложения. Три ступени взимания сборов, отчислений, платежей и налогов (от стоимости товарной продукции, с балансовой прибыли, с налогооблагаемой прибыли) составляют в среднем по отрасли от 21 до 29,5% стоимости добытого. По расчетам специалистов, до 1996 года доля налогов в себестоимости золота имела тенденцию к повышению, а с 1996 года - практически не изменилась. На состояние производства существенное влияние оказывают высокая стоимость кредитов, а также тот факт, что производители сегодня не могут напрямую работать со всеми участниками рынка.
В 1990-е гг. в России возлагались большие надежды на привлечение в золотодобывающую промышленность зарубежных инвестиций. Так, Федеральной программой "Производства золота и серебра на период до 2000 года" предусматривалось на ввод и реконструкцию золотодобывающих предприятий привлечь 1246 млн. долларов. Реально же, по данным Министерства экономического развития, из планируемых (и предварительно подготовленных) на 1996-1999 гг. иностранных инвестиций в объеме 842 млн. долларов, удалось привлечь 232 млн., т.е. 27,5%.
Состоявшаяся в ноябре 2000 года Третья Международная деловая конференция "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней", отметила, что основным препятствием развития сферы золота является "отсутствие единой государственной политики". Один из документов Оргкомитета РДМК с красноречивым названием "Поможем президенту России навести порядок на рынке?" подтвердил готовность "оказать на общественных началах российским властным структурам …немедленную и деятельную поддержку в части разработки концепции и политики государства". "Политики, как таковой, в сфере добычи и обращения золота на сегодня нет", - констатировал годом позже председатель Союза золотопромышленников России В.Н. Брайко, заостряя внимание на то, что по алмазо-брильянтовому комплексу программа была принята, а по золоту - "не состоялась".
В 2001-2002 годах были приняты программы развития золотодобывающей промышленности в отдельных регионах России – в частности, в Якутии и Красноярском крае. Однако эти программы не сразу дали положительный результат. Добыча золота в России в период с 2001 по 2006 годы продолжила неуклонно сокращаться. Причину эксперты видят в том, что старые месторождения иссякают, тогда как новые крупные объекты планируется ввести только к началу следующего десятилетия.
В 2006 году объем производства золота в России снизился на 2 тонны до 166 тонн. Эти результаты не стали большой неожиданностью, поскольку они практически совпадают с прогнозом Союза золотопромышленников. Председатель Союза золотопромышленников В. Брайко еще в феврале 2006 года заявил о том, что причиной сокращения производства является закрытие старых мощностей при том, что новые крупные месторождения в оборот почти не вводятся. Эта тенденция продолжится до конца десятилетия, когда ожидается прекращение добычи золота на магаданском месторождении Кубака, разрабатываемом Омолонской золоторудной компанией. Вследствие сокращения производства падал и экспорт золота.
Впрочем, в 2008 году ситуация несколько изменилась. На фоне очень высоких цен на «желтый металл» на мировом рынке добыча золота в России в 2008 году выросла на 13,1% до 163,89 тонны. Об этом сообщил российский Союз золотопромышленников. Суммарный объем производства золота по сравнению с аналогичному периоду прошлого года увеличился на 13,3% до 184,49 тонны. По данным аналитиков, запасы золота Банка России на 1 января 2009 года составляли 16,7 млн. чистых тройских унций (520 тонн).
Между тем, доля нашей страны в совокупном производстве золота в мире по-прежнему не превышает 6%. Самыми крупными золотодобывающими странами мира по итогам 2008 года стали Китай, США, ЮАР и Австралия, а Россия заняла шестое место.