О САЙТЕ КОНТАКТЫ КАТАЛОГ
новости статистика статьи архив

Управление государственными финансами

Общее понятие об управлении финансами

Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика является частью экономической политики государства. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубежных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Под влиянием мирового экономического кризиса, развития государственных монополий в 30—60-е гг. в основу экономической и финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Они исходили из необходимости стимулирования экономического роста, его регулирования путем широкого использования государственного вмешательства. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами использовала звенья финансовой системы в качестве инструмента государственно-монополистического регулирования экономи­ки, социальных отношений. Бюджетная и налоговая политика была направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных противоречий.

С конца 70-х гг. в основу экономической и финансовой поли­тики Великобритании, США и некоторых других стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклас­сическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в концепции "экономика предложения", одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область. В числе других мероп­риятий этой концепции — реприватизация части государственной собственности; усиление рыночного механизма конкуренции: перенесение центра тяжести в экономической сфере на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.

В финансовом отношении неоконсервативное направление исходит из необходимости сокращения объема перераспределе­ния национального дохода через финансовую систему; снижения размера социальных расходов, в частности, на просвещение и здравоохранение; стимулирование роста сбережений. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения, особенно на крупный капитал, и уменьшения степени прогрессивности обложения. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом, который является одним из побудителей инфляции.

В то же время в ряде стран (Франция, Испания, Швеция) сохраняется экономическая концепция дирижизма, основанная на взглядах посткейнсианства. Они исходили из необходимости усиления государственного вмешательства в экономику и таким образом ее приспособления к новым условиям хозяйствования.

Основными составляющими финансовой политики являются:

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы — реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это — отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и на государственных предприятиях.

Органы управления государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Органы управления можно условно разделить на две группы: а) органы общего (или законодательного) управления финансами; б) органы оперативного управления финансами.

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.

В зависимости от государственного устройства и политической системы такими законодательными органами являются, например, Парламент в Великобритании и во Франции, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ и т.п.

Организация оперативного управления финансами осуществляется через государственный финансовый аппарат, состав и структура которого также определяются в соответствии с госу­дарственным устройством страны. Они проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу и контролю.

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. В их задачи входит планирование финансовых ресурсов, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами, планирование структуры капитала фирмы, ведение бухгалтерского учета, вопросы дальнейшего развития предприятия и т.п.

Управление финансами в экономически развитых государствах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами. В США это — министерство финансов (казначейство). В его функции входит разработка финансовой и налоговой политики, эмиссия денежных знаков и чеканка мо­нет, вопросы внутренних займов и управление государствен­ным долгом, контроль за исполнением финансового законодательства и денежного обращения, сбор внутренних доходов. По­мимо этого, управлением финансами занимается Административно-бюджетное управление при президенте. Оно составляет расходную часть федерального бюджета и разрабатывает финансовые программы, организует оперативный контроль по уп­равлению бюджетом и является ведущим органом исполнительной власти.

Управлением исполнения бюджета занимается министерство финансов, которое проводит сбор внутренних доходов, а также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию, которые заняты сбором соответственно таможенных доходов и доходов от обложения перечисленных товаров.

В Великобритании управление финансами осуществляет ряд органов. Основным является казначейство, которое занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений, контролем за расходованием финансовых средств государственными предприятиями. Управление таможенных пошлин и акцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за исполнением законодательства в этой области. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов.

Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолженности.

В ФРГ управление финансами в основном возложено на федеральное министерство финансов. Оно разрабатывает основы финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики, составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, а также занимается распределением ресурсов между звеньями бюджетной системы. В управлении финансами участвуют федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненные федеральному министерству финансов. Первое ведомство занимается на­логовой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного налогообложения; второе — операциями по выпуску и погаше­нию займов и финансированием бюджетного дефицита.

Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят: разработка государственного бюджета и контроль за его ис­полнением, кассовое обслуживание бюджета; сбор налогов, пошлин и прочих поступлений; контроль за финансовыми операциями; осуществление связи государства с предприятиями в качестве акционера, кредитора или гаранта; общественный учет и контроль. Вышеназванные функции распределены между соответствующими главными управлениями.

В Италии главными органами, осуществляющими управление финансами являются:

экономические статьи

 + Банковские системы стран мира

 + История кризисов

 + Иностранная валюта

 + Мировой рынок недвижимости

 – Финансы и инвестиции

 + Мировая финансовая система

 + Инвестиционные фонды

 + Инструменты инвестиций

 + Деньги и их функции

 + Драгоценные металлы

 + Ценные бумаги

 + Венчурные инвестиции

 + Интересные материалы

графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

статистика

полезные ссылки

 

экономические новости

14.12.2017 22:32 Россия никогда не искоренит свою зависимость от нефти

11.12.2017 22:47 В 2017 году инфляция в России достигнет рекордно низкого уровня

27.11.2017 17:30 Нефтяная сделка ОПЕК негативно влияет на внутреннюю экономику

20.11.2017 14:56 Американское подразделение TMK планирует выход объемов поставок труб в 2018 году на уровень до нефтяного спада

17.11.2017 15:11 Глава Центрального банка России ожидает, что в 2017 году рост ВВП достигнет 1,8%

30.09.2017 13:49 Министр экономики России считает, что сделка ОПЕК+ способствовала стабилизации нефтяного рынка

25.09.2017 00:03 ЦБ РФ планирует продолжить снижать процентные ставки на фоне более низких инфляционных ожиданий

23.09.2017 14:09 Министр экономики России прогнозирует стабильность рубля

22.09.2017 15:44 Глобальный экономический рост прогнозируется на уровне 3,5%

21.09.2017 16:21 Волатильность цен на нефть настроена вернуться

09.09.2017 16:57 Годовая инфляция в России в сентябре составит от 3,1% до 3,3%

29.08.2017 22:30 В июле рост ВВП России снизился до 1,5%