Что такое консалтинг: виды, формы, цели
Слово «консалтинг» сейчас у всех на слуху. И, тем не менее, редко кто может дать чёткое определение данному понятию. Что же это такое? Зачем нужны услуги консалтинга? Какие задачи решают специалисты данной сферы деятельности? Давайте попробуем дать ответы на эти вопросы.
Что такое консалтинг
Это довольно обширное понятие. Если говорить кратко, то консалтинг – это спектр консультационных услуг, направленных на решение бизнес проблем информационного, управленческого и практического характера. Услуги предоставляются на платной основе отдельным специалистом или экспертной группой (в зависимости от сложности поставленной задачи).
Основные задачи и цели
Их круг очень широк. Это и разработка мероприятий, направленных на улучшение управленческой системы, производственного процесса или работы организации в целом, и консультационные услуги по вопросам финансов, экономики, внешнеэкономической деятельности, и анализ рынка, и осуществление процессов прогнозирования или планирования, и многое другое.
Виды и формы консалтинга
Существует два метода деления консалтинговых услуг на виды:
- попредметный, рассматривающий вопрос в разрезе самого предмета консультирования (финансовый, производственный или общий менеджмент);
- методологический, разделяющий услуги по методике предоставления консультационных услуг (обучающее, процессное, экспертное консультирование).
Но независимо от того, какой классификацией относительно консалтинговых услуг пользоваться, данный вид деятельности может принимать следующие формы.
- Аналитика.
- Прогнозирование.
- Ревизия и аудит
- Непосредственное участие в деятельности клиента (стратегическое планирование и т.п.).
- Сторонние (без участия в деятельности и внедрении решений) консультационные услуги касательно широкого спектра одноразово возникающий вопросов.
Этапы консалтинговых проектов
Услуги консалтинга могут быть разовыми или многоразовыми. Во втором случае разрабатывается специальный консалтинговый проект, направленный на решение определённой задачи. В различных консалтинговых проектах может быть предусмотрено разное деление на этапы. Но чаще всего действия специалистов сводятся к следующим из них:
- выявление проблем;
- анализ ситуации, на основе полученных данных;
- разработка стратегий, направленных на решение существующих проблем;
- внедрение принятых решений.
Последней стадией консалтингового проекта можно назвать анализ изменений, произошедших в клиентской компании, и определения эффективности внедрённых в её работу изменений.