О развитии розничной торговли в России в 2009 году и в I квартале 2010 года
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России, опережающим по темпам роста другие отрасли. Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота розничной торговли, начиная с ноября 2008 года, замедлился, а уже в феврале 2009 года показал отрицательные показатели развития. Об этом говорится в сообщении Рослегпрома.
Согласно данным Росстата, по итогам 2009 года оборот розничной торговли составил 14516,9 млрд руб., сократившись на 5,5% в сопоставимых ценах к 2008 году.
Доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в общем объеме розничной торговли выросла, составив 48,6 против 46,8% в 2008 году, а доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4 против 53,2% в 2008 году.
Оборот розничной торговли продовольственными товарами, включая напитки, и табачными изделиями по итогам 2009 года сократился на 2,5% по сравнению с 2008 годом, а оборот розничной торговли непродовольственными товарами – на 8,3%. В структуре валового внутреннего продукта по итогам 2009 года доля оптовой и розничной торговли без учета косвенных налогов составила 19,5% (в 2008 году – 20,5%). Кроме того, торговля обеспечивает 10% всего объема налоговых поступлений в бюджет страны (в 2009 году 627,5 млрд руб.).
В общей структуре оборота розничной торговли торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 86,4% всего оборота розничной торговли против 86,8% в 2008 году. При этом темпы падения продаж в стационарной торговой сети по итогам года превысили темпы падения продаж в целом по отрасли и составили 6% (в 2008 году рост составил 16,2%).
Розничные рынки и ярмарки по итогам 2009 года формировали 13,6% оборота розничной торговли (в 2008 году – 13,2%). Динамика продаж на рынках и ярмарках в 2009 году характеризовалась меньшими темпами падения, чем в целом розничная торговля и стационарная торговля. Продажи товаров на розничных рынках и ярмарках по итогам года упали на 2% к 2008 году (в 2008 году – на 1,7%).
В структуре формирования оборота розничной торговли в 2009 году на долю крупных коммерческих предприятий приходилось 31,2% всего товарооборота, индивидуальных предпринимателей – 26,1%, малых предприятий – 25,8%, субъектов среднего предпринимательства – 3,3%.
По итогам 2009 года рост потребительских цен замедлился вследствие падения спроса и снижения реальных располагаемых доходов населения. В целом за 2009 год цены на товары и услуги выросли на 8,8 против 13,3% в 2008 году. На товары (без услуг) рост цен по итогам года составил 7,9% (за 2008 год цены на товары выросли – на 12,4%).
На продовольственные товары в 2009 году цены росли более медленными темпами, как относительно 2008 года, так и по сравнению с непродовольственными товарами. За год продовольственные товары подорожали на 6,1% (в 2008 году – на 16,5%). Рост цен на непродовольственные товары в 2009 году ускорился и составил 9,7 против 8% в 2008 году. В январе-марте 2010 года сектор розничной торговли продемонстрировал рост относительно аналогичного периода предыдущего года. По итогам трех месяцев текущего года оборот розничной торговли составил 3607,6 млрд руб., увеличившись на 1,3% по отношению к соответствующему периоду 2009 года.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в марте 2010 года также как и в марте 2009 года составил 49%, непродовольственных товаров – 51%.
Начавшееся восстановление покупательского спроса оказало влияние на динамику продаж продовольственных товаров, в результате чего оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по итогам I квартала 2010 года вырос на 3,9% к I кварталу 2009 года. В то же время оборот розничной торговли непродовольственными товарами за данный период сократился на 1,1% к I кварталу 2009 года.
В разрезе форматов торговли в марте 2010 года торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 87,4% оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки – 12,6% (справочно: в марте 2009 года – 87,1% и 12,9% соответственно).
Кроме того, в рассматриваемом периоде розничные продажи товаров торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка росли более активно, чем на розничных рынках и ярмарках. В стационарной торговой сети в январе-марте 2010 года оборот розничной торговли вырос на 1,6% к соответствующему периоду 2009 года, а на рынках и ярмарках объем продаж сократился на 0,4% по отношению к соответствующему периоду 2009 года.
Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли постепенно увеличивается. Согласно данным Росстата в марте 2010 года розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,1% оборота розничной торговли торгующих организаций (в марте 2009 года – 30,7%) и 16,2 % общего объема оборота розничной торговли (в марте 2009 года – 16,0%).
При этом в федеральных округах развитие сетевых торговых структур отличается существенной неравномерностью. Если в Северо-Западном федеральном округе их доля составляет порядка 50%, то в Дальневосточном федеральном округе только 15%.
По данным за январь - апрель 2010 года индекс потребительских цен составил 103,5% против 106,2% в соответствующем периоде 2009 года. Цены на товары (без услуг) за январь-апрель 2010 года выросли на 2,7%, в том числе на продовольственные товары – на 4,1%, непродовольственные товары – на 1,3%.
Темпы роста цен на основные виды непродовольственных товаров в январе – апреле 2010 года (101,3%) не превышали показатели соответствующего периода 2009 года (104,8%).
Источник - http://riamoda.ru/
Опубликовано 02.07.2010 13:05