Главный итог восьми месяцев 2010 года для России – стагфляция
Итоги восьми месяцев говорят о затухании положительных тенденций в российской экономике. Опубликованные опросы директоров промпредприятий зафиксировали небольшой рост оптимизма, но эксперты не находят поводов для восторга. Россия переходит к стагнации на фоне довольно высокой инфляции (5,4% с начала года). Такая стагфляция куда опаснее простого замедление восстановления. Динамика инвестиций, ситуация с занятостью и с созданием новых рабочих мест вселяют тревогу за экономическое будущее. Без устойчивого роста инвестиций о надежном восстановлении экономики говорить не приходится.
Экономические итоги последних восьми месяцев вызывают у аналитиков неоднозначные оценки. Несколько свежих опросов руководителей ведущих промышленных предприятий показали довольно оптимистичные результаты. Крупнейший международный банк HSBC обнародовал вчера результаты августовского опроса, в котором участвовало 300 российских компаний обрабатывающих отраслей. Аналитики HSBC зафиксировали в августе «дальнейшее общее улучшение конъюнктуры рынка». Высчитываемый банком индекс настроений в обрабатывающих отраслях достиг наивысшей отметки за последние 28 месяцев. «И это дает повод для определенного оптимизма в связи с ускорением роста новых заказов, сокращением незавершенного производства и уменьшением запасов готовой продукции, что в совокупности указывает на устойчивый спрос в этом секторе экономики, – говорится в отчете HSBC. – Отрицательное влияние аномальной жары на объем производства не стало определяющим. Сектор обрабатывающей промышленности продолжает переход от роста за счет экспорта к росту, двигателем которого является внутренний спрос».
В то же время, как добавил главный экономист банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов, «дальнейший спад объема экспортных заказов вызывает опасения относительно устойчивости роста в обрабатывающих отраслях, стимулируемого исключительно внутренним спросом».
О похожих тенденциях говорят и в Институте экономической политики (ИЭП), который занимается расчетом индекса промышленного оптимизма ведущих российских предприятий. «В августе оптимизм предприятий, по первым оценкам, возрос по сравнению с июлем и вышел на очередной кризисный максимум», – говорится в свежем отчете ИЭП. Однако сами же специалисты ИЭП уточняют, что такое августовское увеличение индекса промышленного оптимизма обеспечено только одним показателем из четырех используемых – удовлетворенностью предприятий текущим объемом продаж, который является самым неустойчивым с конца 2009 года.
Подготовленный неделю назад Минпромторгом отчет отчасти подтверждает результаты подобных опросов. Как сообщают в ведомстве Виктора Христенко, индекс промышленного производства в январе–июле 2010 года вырос на 9,6% к январю–июлю 2009 года. В июле 2010 года он составил 105,9% к июлю 2009 года и 101% к июню 2010 года. Вчера же Росстат сообщил, что инфляция с начала года составила к началу сентября 5,4%. При этом замедления роста цен в сентябре может и не быть.
Однако выводы аналитического доклада, подготовленного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ–ВШЭ, оказались уже менее радостными. Аналитики ВШЭ проанализировали результаты опроса, проведенного Росстатом среди 600 базовых промышленных предприятий, и зафиксировали «дальнейшее замедление позитивной динамики основных показателей финансово-экономической деятельности». Балансы оценок изменения спроса и выпуска продукции в августе хотя и сохранили положительные значения, однако по сравнению с июнем–июлем интенсивность их роста замедлилась. В августе наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью базовых промышленных предприятий собственными финансовыми ресурсами и прибылью. «Кроме того, третий месяц подряд наблюдается стагнация основного показателя, характеризующего состояние делового климата крупнейших российских промышленных предприятий: индекс предпринимательской уверенности, который практически ежемесячно рос с ноября 2009 года по май 2010 года, в августе повторил значение мая–июля (–2%)». К позитивным моментам специалисты ВШЭ отнесли лишь дальнейшее замедление интенсивности сокращения численности занятых: лишь 14% респондентов констатировали сокращение персонала, одновременно с этим в августовском опросе 17% руководителей базовых предприятий отметили недостаток квалифицированной рабочей силы.
«По итогам восьми месяцев можно сказать, что экономика замедлила темпы восстановления и балансирует на грани новой рецессии», – считает председатель «Деловой России» Борис Титов. По его словам, неоднозначные результаты опросов можно объяснить неустойчивым положением, а также разницей методик исследования. По мнению экспертов «НГ», о полном завершении кризиса в стране можно судить лишь по двум таким ключевым показателям, как приток инвестиций в основной капитал и прирост новых рабочих мест. Если эти два показателя показывают в течение нескольких месяцев положительную динамику, значит, экономика действительно начала оживать. В противном случае – она скорее стагнирует, чем восстанавливается. В последнем докладе Росстата о социально-экономическом положении отмечается, что объем июльских инвестиций оказался почти на 11% ниже, чем в июне, и менее чем на 1% больше, чем было в июле 2009 года. Косвенно о создании в стране новых рабочих мест можно судить по динамике превышения количества принятых на работу россиян над количеством уволенных. В июне 2010 года Росстат впервые с начала 2009 года зафиксировал превышение численности принятых работников над выбывшими. Разница составила всего 23,3 тыс. человек. Эта же тенденция сохранилась и в июле: численность принятых работников превысила численность выбывших на 27 тыс. человек.
Однако независимые эксперты обращают внимание на то, что прирост инвестиций в основной капитал на 1% по сравнению с 2009 годом – это повод не для радости, а для тревоги. Ситуация же с занятостью тоже не свидетельствует о преодолении кризисных тенденций. Как объяснил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, по итогам восьми месяцев можно говорить даже не о замедлении восстановления, а о переходе к стагнации, что куда хуже простого замедления. И в первую очередь о надвигающейся стагнации свидетельствует крайне тревожная ситуация с инвестициями в основной капитал. Июльский прирост в 0,8% по отношению к прошлогоднему июлю слишком мизерный, особенно если учесть, что в 2009 году инвестиции в основной капитал упали на 20%. «Также вызывает тревогу соотношение инвестиций в основной капитал с инвестициями в финансовые активы. По итогам первого полугодия инвестиции в финансовые активы превосходят инвестиции в основной капитал в 8,3 раза, – замечает Николаев. – Значит, сейчас нет приоритета инвестиций в развитие. Но чудес не бывает. Если вы не вкладываете в развитие, то и развития не будет». Кроме того, Николаев напомнил, что одним из драйверов экономического роста является строительство. Так, например, Китай признал, что его экономический рост на 70% обусловлен бумом в строительстве. В России же в июле строительство упало на 2,5% по отношению к июлю уже провального 2009 года. Падение наблюдается и по отношению к июню 2010 года.
Не переломлена в лучшую сторону и ситуация с созданием рабочих мест. «Можно говорить лишь о стабилизации численности занятых на крупных и средних предприятиях на уровне 35 миллионов человек. При этом важно, что в начале кризиса численность занятых в этом сегменте составляла примерно 37,5 миллиона человек. То есть 2,5 миллиона человек ушли с этих предприятий в полу- и неформальный сектор, безработицу или вообще с рынка труда, – отмечает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. – И мизерные колебания найма-увольнений в летние месяцы общую картину не меняют. Летом всегда есть сезонное оживление в торговле и строительстве, но насколько «живучими» будут новые рабочие места – сказать трудно. Те крупные предприятия, которые ранее сильно сократили численность работников, теперь могли принять на работу какое-то дополнительное количество людей, но это не меняет общего вывода».
«Посткризисное оживление экономики замедлилось во втором и третьем кварталах этого года. Причина – исчерпание фактора восполнения товарных запасов. Инвестиции в основной капитал по-прежнему очень слабые. Хотя уже с четвертого квартала 2010 года не исключен их умеренный рост», – резюмирует начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
Источник - Независимая Газета - 02.09.2010
Опубликовано 04.09.2010 15:11