Российские чиновники видят ноль там, где они могут получить миллионы
Малый бизнес в России по-прежнему надеется на поддержку со стороны государства. Cообщалось, что в последнее время правительство может выделить 100 млрд. рублей на кредиты для бизнеса. Нужно только решить, где взять деньги. Риск дефолта довольно высок, говорят чиновники. Почему они видят только риски в том, где они могут получить хорошую прибыль?
Вопрос о поддержке малого и среднего бизнеса в России обсуждался на форуме, организованном организацией «Опора России» в ноябре 2013 года. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поддержал выделение 100 млрд. рублей на кредиты для бизнеса, но это не заставило людей поверить, что малый бизнес в России станет успешным. Предположение о том, чтобы взять вышеупомянутую сумму из Фонда национального благосостояния (ФНБ) вызвала оживленную дискуссию. Источник кредитной помощи малому бизнесу стал камнем преткновения: часть чиновников были решительно против использования ФНБ в качестве финансового источника для этой инициативы. Тем не менее, они не могли предложить хорошую альтернативу взамен.
Заместитель министра финансов Андрей Иванов предложил использовать остаточные активы со счетов государственных корпораций. Заместитель премьер-министра Ольга Голодец упоминала о пенсионных накоплениях. Идея с остаточными средствами госкомпаний имеет право на существование, хотя это очень маловероятно, что государственные монополии согласятся поделиться своими средствами. В довершение ко всему, версия с пенсионным фондом выглядит абсолютно неосуществимой.
В общем, схема поддержки предпринимателей в соответствии с планом Министерства экономического развития заключается в следующем. Средства от ФНБ должны быть размещены на счетах в Внешэкономбанка (ВЭБ). Ставку предлагается установить на уровне 5,25 процента годовых. ВЭБ должен кредитовать банки под 6,25 процента, в то время как последние будут предоставлять займы малым и средним предприятиям (на сумму не менее 1 млрд. рублей) под ставку в размере 10 процентов годовых. Эта схема была отклонена мгновенно. Министра финансов Антона Силуанова попросили подумать о рисках кредитования компаний, не крепко стоящих на ногах.
И все же, если мы посмотрим вокруг, то увидим, что в США, на малый бизнес приходится 34,9 процента от чистой прибыли. В Японии, малые предприятия в обрабатывающей промышленности производят 56,6 процентов всех продуктов. Российские чиновники не видят ничего, кроме потерь в малых и средних предприятий. Они просто не хотят замечать такие выгоды от поддержки этого сегмента экономики в стабильности насыщения рынка, ценах вследствие растущей конкуренции и, по той же причине, улучшении качества продукции.
Кроме того, поскольку Государственная Дума заговорила о новой индустриализации, малый и средний бизнес – это то, что может дать толчок к устойчивому развитию за счет внедрения новых технологий. Речь идет о времени, и следует признать, что идея даровать миссию инноваций одному научному центру под Москвой (Сколково), обречена на провал. Тем не менее, у небольших инновационных предприятий в России просто не было шанса на прорыв, потому что любой прорыв требует инвестиций. Ведь для того, чтобы вести успешный венчурный бизнес, мало зарегистрироваться и купить ккм. Однако эти инвестиции уже сделаны - деньги в Сколково. Надежда на то, что чиновники внезапно станут просвещенным слишком мал, особенно в условиях экономической стагнации и бюджетного ограничения на долгие годы.
«Я абсолютно поддерживаю Шувалова, но предприниматели не имеют надежды. Там нет денег для них. Хотелось бы, но они могут только давать обещания, при этом, скорее всего, они не собираются ничего выделять», - сказал Эдуард Маркин, член Комитета Государственной Думы по финансовым рынкам. По его словам, Фонд национального благосостояния вне сомнений может рассматривать в качестве источника средств для бизнеса.
Источник - Pravda.ru, Globfin.ru
Опубликовано 27.12.2013 20:17