О САЙТЕ КОНТАКТЫ КАТАЛОГ
новости статистика статьи архив

Не каждая страна может потрясти волшебное денежное дерево во время пандемии коронавируса

Пандемия коронавируса продолжает влиять на общества по всему миру. Ключевым вопросом является то, насколько каждая страна может позволить себе бороться с ним. Экономики находятся в упадке, правительства поддерживают компании, оплачивают медицинские расходы и субсидируют зарплаты рабочих, по крайней мере в некоторых странах.

До коронавируса, когда люди утверждали, что государство должно обеспечивать бесплатное здравоохранение, образование, социальное обеспечение, стандартный ответ политиков заключался в ограниченности доступных ресурсов. Когда в 2017 году медсестра спросила британского премьер-министра Терезу Мэй, почему её зарплата не поднималась с 2009 года, ответ был «Не существует волшебного денежного дерева, которое можно потрясти и дать людям всё, что они хотят».

Вот только через несколько лет правительство не только оказалось способным платить зарплату миллионам человек, но и создавать пакеты экономической помощи для тысяч фирм и раздавать талоны на питание в ресторанах. В ряде европейских стран приняты беспрецедентные меры по гарантированию зарплат миллионов рабочих во время пандемии.

Как Великобритания и другие страны смогли настолько радикально увеличить расходы в то время, когда доход государств от налогов стремительно падает?

Волшебное денежное дерево

Ответ лежит на кредитном рынке. За последние несколько месяцев правительства разных стран мира радикально увеличили объём заимствований, чтобы покрыть расходы во время пандемии. Может показаться, что стоимость кредитов во время экономической неопределённости растёт. В реальности же во времена экономических неурядиц капитал часто стремится попасть в более надёжные суверенные долги. Это помогает защитить деньги от нестабильности и волатильности.

В последние несколько месяцев правительства наиболее богатых стран мира не испытывали проблем с поиском кредиторов и оплатой долга. Наоборот, кредиты предоставляются по самым низким процентным ставкам за всю историю. В октябре Евросоюз, который прежде редка появлялся на долговом рынке, так как заимствования осуществляют главным образом правительства стран-членов Евросоюза, запустил крупную кампанию заимствований для борьбы с коронавирусом. Это происходит в рамках стартовавшей в мае программы SURE (Support to mitigate Unemployment Risks in an Emergency, поддержка снижения рисков уровня безработицы в экстренных ситуациях).

Когда началась первая продажа облигаций стоимостью 17 млрд. евро, некоторые описали спрос как невероятно высокий. Инвесторы выдвинули предложения по их покупке на общую сумму $233 млрд. Такая напряжённая конкуренция была за облигации с доходностью -0,26% на срок 10 лет. Это значит, что инвестор, который обладает этими облигациями до их погашения, получит меньше, чем платит сегодня.

Евросоюз является не единственным заёмщиком, которому платят за то, чтобы он брал в долг деньги. Многие развитые экономики в последние годы и месяцы продают долг по отрицательным ставкам. В некоторых странах подобный переход был радикальным. Даже страны вроде Испании, Италии и Греции, которых раньше рассматривали как довольно рискованных заёмщиков (тем более что Греция пережила крупный долговой кризис), теперь получают деньги по низким процентным ставкам.

Причина в том, что хотя данные облигации поначалу покупают традиционные участники рынка, Центробанки скупают огромное количество облигаций, когда они попадают на рынок. На протяжении многих лет Европейский Центробанк активно скупает европейские государственные облигации. Скупает он их не напрямую у правительств, а на вторичном рынке, у инвесторов, которые купили эти облигации раньше. Данная программа приобретения активов ЕЦБ расширяется, чтобы помочь пережить коронавирусный кризис. Только в этом неполном году ЕЦБ израсходовал 676 млрд. евро на государственные облигации.

Другие Центробанки в крупных развитых экономиках поступают так же. Через эти программы Центробанки стимулируют инвесторов продолжать покупать государственные облигации с сознанием того, что спрос на них на вторичном рынке будет высоким.

Более бедные страны

Такое благоприятное положение на кредитном рынке есть не у всех стран. За богатыми странами инвесторы могут бегать сами, чтобы они взяли у них деньги, но с бедными странами всё не так. У них доступ к рынку кредитования заметно более ограниченный и они могли вместо этого пользоваться государственными кредиторами, вроде Всемирного Банка.

Данная модель в последние годы претерпевает изменения. Всё большее количество развивающихся стран наращивают заимствования у частных кредиторов за границей. Со структурной точки зрения развивающие страны не в таком выгодном положении, как более богатые. Масштаб их рынков капитала меньше и потому они сильнее полагаются на внешнее финансирование. Это значит, что развивающиеся страны привлекают деньги в иностранных валютах, а это рискованно для их экономик.

У многих развивающихся стран менее диверсифицированный экспорт с высоким процентом сырья. Падение цен на это сырьё в последние месяцы увеличивает риски. Из-за этого развивающиеся страны столкнулись с повышением стоимости заимствований по сравнению с более богатыми странами.

Ряд крупных развивающихся стран, включая Индонезию, Колумбию, Индию и Филиппины, начали следовать политике развитых экономик и скупают государственные облигации с целью финансирования увеличивающегося дефицита. Риски такого подхода у них выше, чем в богатых странах. В том числе это может привести к уменьшению притока капитала, бегству капитала из страны и валютным кризисам. Отчёт рейтингового агентства S&P Global Ratings показал разницу между двумя экономиками.

«Развитые страны обычно обладают более глубоким внутренним рынком капитала, более сильными государственными институтами (в том числе независимыми Центробанками), более стабильной низкой инфляцией, экономическая политика у них более предсказуемая и прозрачная. Это позволяет центральным банкам поддерживать большое количество государственных облигаций без потери доверия инвесторов, страха повышение инфляции или оттока капитала. Если же у государства не такие надёжные государственные институты и меньше гибкость монетарной, налоговой и курсовой политики, у них меньше и возможностей для монетизации бюджетных дефицитов без вероятности увеличения инфляции. Это может вызвать большой отток капитала, привести к девальвации валюты и увеличить рост внутренних процентных ставок. Такой была ситуация в Аргентине на протяжении большей части минувшего десятилетия».

Реакция рынка на такой подход в развивающихся странах сейчас сдержанная, но в отчёте говорится, что это может измениться. Развивающиеся страны с такой политикой могут ослабить монетарную политику и экономическую стабильность. Это приведёт к увеличению вероятности снижения суверенного рейтинга.

Снижение рейтингов

В предыдущие месяцы снижение рейтингов со стороны агентств было главным риском развивающихся стран, где экономики зачастую сталкиваются с увеличением расходов кредитования после уменьшения рейтинга. Часто понижение рейтинга связывают со снижением цен и объёмов экспорта сырья, как это произошло с алмазами из Ботсваны и нефти из Нигерии.

После участия Эфиопии, Пакистана, Камеруна, Сенегала и Кот-д'Ивуара с одобрения Всемирного Банка в инициативе по приостановке долга G20 в июле рейтинговое агентство Moody’s предприняло шаги против этих стран. По словам представителей агентства, участие в этой схеме увеличило риск для покупателей облигаций этих стран. В результате некоторые развивающиеся страны стали избегать этой инициативы, чтобы «не подавать отрицательных сигналов рынку». Замбия может стать первой страной, которая объявит дефолт из-за коронавируса. Другие развивающиеся страны в ближайшие месяцы могут столкнуться с этой же проблемой.

В результате подобного развития событий многие развивающиеся страны оказались перед сложным выбором: отказаться от дорогих с точки зрения экономики мер здравоохранения или столкнуться с серьёзным экономическим кризисом. Доступ к кредитам является определяющим фактором способности правительств реагировать на пандемию. При наличии доступа к дешёвым кредитам развитые экономики пока способны предпринимать меры в сфере здравоохранения, сводя к минимуму социальное и экономическое влияние пандемии. Многие развивающиеся страны не имеют такой роскоши. Далеко не все могут трясти ветви волшебного денежного дерева.

Источник.

Опубликовано 23.11.2020 11:47

Другие пресс-релизы...

экономические статьи

 + Банковские системы стран мира

 + История кризисов

 + Иностранная валюта

 + Мировой рынок недвижимости

 + Финансы и инвестиции

 + Мировая финансовая система

 + Инвестиционные фонды

 + Инструменты инвестиций

 + Деньги и их функции

 + Драгоценные металлы

 + Ценные бумаги

 + Венчурные инвестиции

 + Интересные материалы

графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

статистика

экономические новости

12.03.2022 12:57 Высокие ставки по вкладам: почему на это идут банки и насколько это выгодно людям

25.01.2022 14:56 Декабрьский экспорт Китая вырос на 20,9% по сравнению с предыдущим годом

25.04.2020 20:37 Постепенное восстановление экономики России начнется до конца текущего года

27.12.2019 15:26 Экономика России: ограниченные возможности для дальнейших сокращений ставки

09.10.2019 17:35 Россия: местные драйверы роста оказались сильнее, чем ожидалось

22.08.2019 21:24 Инфляция в России на пути к цели в 4 процента

25.06.2019 19:05 Российский рынок микрозаймов переходит на новый этап развития

04.04.2019 19:23 Пресс-релиз PMI: сфера услуг в России замедляется, а производство растет

29.03.2019 17:05 Ключевые показатели инфляции в США снизились до 11-месячного минимума в январе

22.03.2019 22:31 Российская индустрия образования становится привлекательной для инвесторов

26.02.2019 16:00 Экономика США закончила 2018 год устойчивым ростом

29.01.2019 19:26 UBS снижает прогноз экономики Великобритании на 2019 год из-за проблем с Brexit